RSS подписка
Реклама

 
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Психиатрия в свете эмпирической практики
Практикующий в эмпирических техниках обязательно встретиться с психическими феноменами как-то обозначенными психиатрией и, возможно, приписанными ею к определённым болезненным состояниям человеческой психики. Но откроются они ему не стой стороны, с какой их привычно рассматривает сегодняшняя психиатрия: он обнаружит, что их появление закономерно в естественном течении того или иного эмпирического процесса. Этот факт может быть причиной возникновения в практикующем некоторого напряжённого отношения к психиатрической среде и даже породить определённый внутренний конфликт – категоричное невосприятие её взглядов. В сущности, происходящее в нём будет отражать объективно существующую сложность взаимоотношений эмпирической психотерапии и психиатрии. При этом и та и другая сторона, наблюдая одно и тоже, имеют свои основания для полярно противоположных выводов. И, вероятно, потребуется немалого времени, для того чтобы, по мере всё большего постижения содержания психических процессов, эти противоречия исчезли сами собой. А пока психотерапевт, столкнувшийся с данной проблемой, будет учиться вести эмпирическую практику с учётом открывающихся реалий. И сначала он осознает, что не важно, кто и насколько более прав. По большому счёту это вообще не имеет никакого значения, так как развитие обоих названных направлений помощи человеку лишь отражает разные грани общего развития человеческого сообщества. А затем, в дальнейшей эмпирической практике, он обнаружит достаточно веских оснований, которые примирят его внутренние разногласия, и помогут ему экологично продолжать эмпирическую практику в условиях существующих взаимоотношений.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:19 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Психоделический опыт
Термин «психоделический» был предложен Хемфри Осмондом, одним из пионеров ЛСД-исследований, и буквально означает – «открывающий или выражающий психику» (27, стр. 67). Получение психоделического опыта, или, как определяет его Станислав Гроф, опыта «проявления психики» – это естественная, врождённая потребность человеческой психики. Потребность эта реализуется благодаря определённым врождённым способностям человеческой психики. Прежде всего благодаря её способности порождать сновидения. Кроме того различная человеческая деятельность может способствовать получению психоделического опыта. Это творчество, занятия спортом, служение науке или философско-религиозным подходам к Познанию Жизни, занятие искусством и многое другое. Во всех этих случаях психоделический опыт обретается личностью во время спонтанно возникающих состояний «холотропного сознания», «несущих терапевтическую и эвристическую ценность» (С.Гроф, 32). В тоже время такие спонтанно возникающие состояния психики могут возникать и во время каких-то экстремальных переживаний или без какого-либо видимого повода.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:18 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Психосоматические заболевания
Все болезни тела имеют психогенную основу, и, с этой точки зрения, все они – психосоматические. Мы ещё очень далеки от полного понимания того, какие процессы в бессознательном, и как потенцируют возникновение того или иного соматического неблагополучия. Очевидно одно: процессы эти имеют энергетический характер, и, определённым образом изменяя энергетику тела, они делают возможным развитие в нём той ли иной болезни. Открытие всей панорамы психического действа, запускающего болезнь и сопутствующего ей, ещё впереди. А сегодня, опираясь на уже известное, мы можем рассматривать болезнь как возможность что-то осознать в себе и изменяться соответственно этому осознанию. Более того, мы имеем все основания говорить о том, что именно осознание и последующие личностные изменения способствуют излечению.
Любая соматическая болезнь совершенно очевидно выступает, как своеобразный инструмент для личностных изменений, изготовленный самим больным. А упорство, с каким, в течение длительного периода, человек поддерживает условия, необходимые для её возникновения, объясняется тем, что он не осознаёт того, что делает.
Определение степени участия человека в создании болезни тела – дело щепетильное. Ведь всё происходящее в ходе её формирования весьма не однозначно. Очевидно лишь то, что такое созидание производится во всех направлениях: сознательные и бессознательные проявления личности, ведущие к энергетическому усилению образований бессознательного; нарастающее их воздействие, направленное на изменение энергетики физического тела; и, наконец, развитие, соответствующих «желаемой болезни» изменений соматики – от появления признаков предболезни, до момента, когда болезнь становится свершившимся фактом.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:18 | Комментариев (0)
Все известные нам страхи – суть различные варианты реализации страха смерти, пережитого человеком во время рождения. Этот факт был открыт на заре изучения бессознательного, и, как отметил С.Гроф, «Фрейд первым высказался о том, что смертельный страх, ассоциируемый с родовой травмой, может служить скрытым источником и прототипом всех страхов в будущем». (28, стр. 121). Возникая во время вынашивания-рождения, этот источник запускает процесс формирования в личном бессознательном человека соответствующего «ядра» будущей СКО. До какой-то поры только это «ядро» ответственно за возникновение в психике человека переживания каких-либо страхов. Со временем, способствуя образования своей СКО, «ядро» передаёт эту ответственность ей. И с какого-то момента источником страхов становится уже эта СКО. Насколько интенсивным будет влияние этой СКО на жизнь человека, зависит от изначальной энергетичности её «ядра». А энергетичность «ядра» напрямую зависит от того насколько интенсивным во время вынашивания-рождения было переживание страха смерти.
Каждая сформировавшаяся СКО как-то проявляется в жизни человека. И СКО, обязанная своим возникновением страху смерти, пережитому во время вынашивания-рождения, тоже заявляет о своём существовании, содействуя возникновению ситуаций, в которых будет переживаться какой-то страх. От переживания банальных, умеренно выраженных его видов, до переживания крайне интенсивных его форм. У подавляющего большинства людей появляющиеся страхи более или менее хорошо компенсируются, но и случаи, когда переживание какого-то страха приобретает болезненную форму тоже не являются редкостью. Более того, в этих случаях можно наблюдать не только нарастание интенсивности проявлений какого-то вида страха, но и присоединение к нему других видов страха. Что объясняется разрастанием СКО и нарастанием её энергетичности.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:17 | Комментариев (0)
«Движение» присутствует в сценарии любой человеческой жизни, какой бы «неудавшейся» она ни казалась кому-то. И в связи с этим один из вопросов, ответ на который искали все исследователи Жизни, был вопрос о том насколько свободен человек в выборе сценария своей жизни.
Вопрос этот уместен, поскольку беспристрастное рассмотрение жизни любого человека позволяет обнаружить в ней – наряду с неизбежностью наличия «движения», – возможность некоторого выбора сценария, по которому будет следовать течение жизни. Эта возможность выбора обеспечивается наличием в человеке того, что философско-религиозные учения назвали Свободная Воля.
Трактовке понятия «Свободная Воля» посвящены труды различных направлений. Но в свете данной работы важно обратить внимание читателя на то, что существует множество более обыденных, повседневных трактовок этого понятия. Поэтому необходимо иметь какой-то критерий, позволяющий выделить ту из трактовок, которая соответствует «движению». На мой взгляд, в качестве критерия для этого более всего подходит роль, которая отводится «я» в той или иной трактовке понятия Свободная Воля. Чем больше трактовка о сути Свободной Воли учитывает желания «я», тем меньше данное представление о Свободной Воле соответствуют «движению».
Моё представление о Свободной Воле сводится к следующему: Свободная Воля это, что в течение всей жизни человека позволяет ему сделать выбор одного из двух её сценариев:
– строить свою жизнь осознанно следуя предназначенному, в том числе и тому, что в предназначенном осознать невозможно;
– строить свою жизнь исходя из желаний «я».
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:16 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Суть психологического феномена «запрос»
События, обозначаемые разными людьми одними и теми же словами – на глаза попалась нужная книга, встретился необходимый человек и т.п. – имеют прямое отношение к тому, что кастанедовский Дон Хуан определяет словом «запрос», потому что являются следствием его реализации. И не редко в этой реализации очевидно присутствие того, что К.Г.Юнг назвал – синхронистичность.
Реализуется запрос так: заходишь в книжный магазин, и почти сразу глаза видят то, что оказывается нужно. При этом никаких установок на поиск этой конкретной книги не имелось, по причине простого не знания о её существовании. Также происходят встречи с людьми, общение с которыми необходимо в данный момент; происходят именно те события, которые были необходимы в данный момент; решается что-то, что до этого казалось неразрешимым и т.п. Такие события нельзя отнести к разряду ежедневных; скорее это то, что многие люди определяют ёмким словом – Подарок! Он появляется как спонтанный итог реализации какого-то запроса.
Чаще всего, реализация запроса воспринимается людьми как подарок только в случаях подобных описанным выше, то есть при явно позитивной её направленности. Но по той же причине – по причине реализации запроса, – происходят события, в ходе которых человек, наоборот, чего-то лишается. В этом случае мысли о подарке появляются лишь у тех, кто готов именно так воспринимать всё происходящее в его жизни. В остальных случаях, если данное событие и воспринимается в таком ракурсе, то лишь спустя какое-то время. Тогда, сообщая об этом своём открытии, человек скажет – «всё что ни делается – к лучшему». Возможно, что к этому моменту он откроет и то, что его потери – это результат реализации какого-то его запроса!
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:15 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Психогенные мышечные образования
Как уже отмечалось, переживание любого чувства сопровождается того или иного рода мышечной активностью. Так как полностью проявить чувство не удаётся, то эта активность остаётся незавершённой. Легко обнаруживаемые признаки этой незавершённости удобно разделить на три группы:
а) мышечные маски;
б) депо застойной мышечной энергии;
в) мышечные «пусковые кнопки».

а) Мышечные маски.
То, что мышцы тела, формируя индивидуальный для каждого человека мышечный рисунок, отображают характер его личности – очевидный факт. В то же время, мы имеем множество случаев сходства мышечных образований у разных людей. Это даёт нам основание предположить что психологические состояния, приведшие к формированию этих мышечных образований, тоже сходны. К таким мышечным образованиям, формирующимся у разных людей при переживании ими сходных чувств, относятся мышечные маски. Они создаются мимической мускулатурой. Так как речь идёт об образованиях, созданных мимической мускулатурой, но живущих в непрерывном взаимодействии с остальными мышцами тела, то, «прочитав» мышечную маску, мы можем найти подтверждение своему открытию и в других мышечных образованиях тела.
Мышечные маски – радости и горя, беспечности и озабоченности, страха и доверия, тоски, печали, уныния и счастья, боли и т.д. и т.п. Перечень может быть достаточно большим. Они участвуют в жизни своих хозяев, появляясь и исчезая, видоизменяясь и трансформируясь, или оставаясь практически неизменными.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:12 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Признаки исчерпанности конструктивных возможностей психологического стереотипа
Тема текущего разговора весьма близка каждому из нас. Она деликатна, так как предполагает рассмотрение личностных нюансов. Поэтому я хочу сразу подчеркнуть, что вообще любое знание о присущих людям личностных особенностях, сопутствующих «движению», имеет лишь одну ценность: оно позволяет осознанно предпринимать шаги, соответствующие собственному развитию. Однако жизнь многообразна, и необходимо принять как данность то, что весьма часто имеют место прямо противоположные действия: такие знания используются для усовершенствования механизмов противостояния тому, что необходимо пройти на пути к своей истинной природе. Такое развитие событий не есть ошибка или заблуждение, поскольку в ходе «движения» естественны различные коллизии, в том числе и те, которые на первый взгляд имеют характер противостояния ему. Обретение знания о своём предназначении, о своём пути – процесс длительный и в определённые периоды болезненный. Будем же снисходительны к слабостям друг друга, понимая, что за ними обитает Сила, которую каждому когда-то предстоит открыть.
Выше было отмечено, что каждый человек когда-то обнаруживает свою несостоятельность в деле сознательного изменения какого-то своего стереотипа. С особой очевидностью такая несостоятельность проявится в случае попытки поменять стереотип, который практически исчерпал свои конструктивные возможности. Я выделил слово практически, так как хочу обратить внимание читателя на то, что в исчерпавшем свои конструктивные возможности стереотипе имеется ещё один, последний конструктивный элемент, который выявляется одновременно с распадом этого самого стереотипа. Этот конструктивный элемент – это опыт, накопленный за время функционирования данного стереотипа. Только после осознания этого опыта может быть осуществлено завершение деятельности стереотипа, исчерпавшего свои конструктивные возможности. Осознание полученного опыта происходит далеко не сразу и всегда как результат определённого труда. Труд этот целесообразно начать тогда, когда появились признаки исчерпанности конструктивных возможностей стереотипа.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:12 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Психологические стереотипы
В каждой личности имеется глобальный стереотип. Под этим термином я подразумеваю психическую закладку, с которой человек приходит в жизнь. Она изначально определяет его задатки, склонности, интересы, устремления, ресурсы и т.д.. В общем всё то, что необходимо для выполнения жизненной задачи вменённой человеку.
Сильно упрощая представление об источнике глобального стереотипа можно сказать, что материнской основой глобального стереотипа является Бессознательное, которое возникло на много раньше, чем личное бессознательное человека. А вот проявляется, реализуется глобальный стереотип при обязательном участии и личного бессознательного.
Глобальный стереотип собран весьма основательно и за жизнь человека практически не меняется, что обеспечивает неуклонность получения человеком предназначенного опыта. При этом на протяжении всей жизни человека глобальный стереотип прямо или косвенно способствует реализации посылов Бессознательного, то есть способствует, выполнению текущих задач «движения» конкретного человека.
В русле непрекращающегося «движения» человек может осознанного достигать личностных изменений, которые, в сущности, лишь демонстрируют возможности человеческой психики. Как исключения из общего правила, описаны случаи, когда личностная работа, которую проделал человек, была такова, что привела к неординарным изменениям глобального стереотипа (хотя, возможно, что направленность именно к такой работе была заложена в этом стереотипе изначально). После этого миру являлась совершенно другая личность. Такое изменение глобального стереотипа именуется трансформацией личности. Теоретически трансформация личности возможна для каждого из нас, но осуществление этой возможности встречается весьма редко.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:11 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Феномен «зеркал» в межличностном общении
В работе с личностными проблемами эмпирическая практика позволяет эффективно использовать ресурсы, которые открываются, когда рассматриваешь межличностное общение, как возможность «посмотреть в зеркало». Данное выражение подразумевает, что каждый человек в какой-то момент межличностного общения отражает явные или скрытые чувства своего собеседника. При этом отражаемое чувство актуально для обоих участников данного общения. Поэтому они имеют возможность видеть в проявлениях друг друга собственные чувства. Такое же отражение чувств можно наблюдать при общении, в котором участвует группа людей. Способность эта присуща человеку от рождения. Проявляется она самопроизвольно и вне зависимости от того, являются ли эти чувства явными, или они глубоко запрятаны.
Ход общения и его итог во многом зависят от того, какие чувства будут его направлять. И здесь уместен вопрос – кто из собеседников имеет больше шансов задать беседе свой чувственный тон? Однозначный, полный ответ вряд ли удастся дать, поскольку сам факт возникновения какого-то общения нередко настолько загадочен, что возникает повод думать о том, что, в этом случае общающиеся, даже не осознавая этого, искали друг друга. Однако при любом раскладе очевидно, что чувственное содержание общению задаёт тот, у кого соответствующее комплексное образование бессознательного более энергетично. То есть, в ходе беседы происходит присоединение участников общения к состоянию того, чьё чувство на данный момент более выражено. Диапазон следствий этого присоединения весьма велик: от возникновения глубокого сопереживания, до развития глубокого конфликта. Но в любом случае конструктивным будет только то следствие, которое приведёт к осознанию причин своего участия в происшедшем.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:10 | Комментариев (0)