RSS подписка
Реклама

 
Эмпирические процессы способствуют активному притоку в сознание психического материала из бессознательного. Этот материал, по своей значимости и воздействию на личность, не имеет аналогов в эго и поэтому потенцирует процесс его изменения, названный К.Г.Юнгом – инфляция эго. Данный процесс особенно выражен в течение первых двух лет активного «движения», и не зависит от того, каким способом обеспечивается эта активность. В сущности инфляция эго естественно сопутствует «движению» на всём его протяжении и когда-то приводит к полному исчезновению эго. Однако на протяжении всей известной нам истории человечества такой итог развития человека представлен настолько редок, что лицезреть и ощущать качества личности утратившей эго смогло и может относительно немногочисленное число очевидцев.
Ниже рассмотрены особенности проявления «инфляции эго» более всего характерные для первых двух лет активного «движения». Отмечу, что инфляция вообще весьма часто включает в себя сочетанное проявление двух феноменов: обесценивание и раздувание. Инфляция эго сопутствующая началу активного «движения» не является исключением и представлена как обесцениваем, так и раздуванием.
Начинается с того, что уже первый, спонтанный или индуцированный какой-либо эмпирической техникой, осознаваемый контакт с бессознательным приводит к низвержению эго с позиции первостепенно значимого средоточия психики. Это обеспечивается тем, что информация, поступившая из бессознательного, более соответствует реалиям Жизни, чем эго-представления о ней и приводит к снижению чувства значимости эго, а как следствие и к снижению чувства собственной значимости. Последнее поначалу вызывает определённую растерянность: ведь в подавляющем большинстве случаев такое снижение происходит с человеком, который живёт в обычном социуме, где развитое чувство собственной значимости в цене. Поэтому возникает потребность в компенсаторном раздувании чувства собственной значимости. Основанием для такого раздувания служит приток нового знания, порождённого материалом бессознательного. Специфические, информационно насыщенные поступления из него дают и повод, и возможность компенсировать ощущаемое снижение имевшегося чувства собственной значимости. Изобретение велосипеда здесь не требуется и всё банально просто.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:10 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Движение к истинному «Я»
Сила является истинным «Я» для всего сотворённого ею. Человеческое «я» направляется психическими феноменами, подчинёнными планам истинного «Я». Его направляющее влияние на жизнь человека осуществляется через различные психические феномены. О наиболее очевидных из них речь шла выше.
В течение жизни любого человека между его «я» и истинным «Я» происходит постоянное взаимодействие итогом которого является постепенное преобразование «я». Пальма первенства в этих взаимодействиях безоговорочно принадлежит истинному «Я» и оно имеет неисчерпаемые возможности для направления развития каждого человека. Прежде всего, оно потенцирует определённую личностную работу человека. Эта работа идёт независимо от того осознаёт её человек или нет. Но жизнь человека, который осознанно осуществляет этот труд, кардинально отличается от жизни человека, не осознающего того, что с ним происходит.
Всё, сопутствующее процессу преобразования «я», обозначено мною в этой работе как движение к истинному «Я», или просто «движение». При этом подразумевается, что широко используемые словосочетания – личностное развитие, стремление к целостности, раскрытие духовности, «индивидуация» (К.Г. Юнг), «самоактуализация» (А. Маслоу), «духовный кризис» (С. Гроф) и другие, сходные с ними по смыслу, – также имеют в виду осуществление человеком движения к истинному «Я».
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:09 | Комментариев (0)
Эмпирическая практика неизбежно подводит к признанию наличия основного феномена Жизни, создающего все остальные. В полном объёме он не доступен пониманию человеческим разумом. Однако это не лишает нас возможности признавать его наличие, как наличие некой Силы, определяющей, объединяющей и направляющей гигантские процессы Жизни. Силы, в пространстве которой проявляется и множится духовное и материальное.
Именно эта Сила творит бессознательное, направляет сознание, и порождает во всём происходящем целостность, гармонию и устремлённость к чему-то. Ни один жанр словесного творчества не обошёлся без того, чтобы не дать этой Силе своё название. Я вижу в этом глубокий смысл и в тоже время понимаю всю тщету затеи, связанной со стремлением обозначить её, и описать её суть словами.
Различные подходы к познанию этой Силы открывают перед исследователями то, что она представляет собой феномен, обладающий разумом и энергией (если это вообще не одно и тоже), масштаб и возможности которых во всей полноте мы, сегодняшние, не можем не только познать, но даже вообразить. Порождая всё, Сила присутствует во всём сотворённом ею и через него познаёт себя.
Говоря о Силе, я ничего нового не открываю. Всё изложенное мною созвучно давно высказанной Истине о наличии единого источника Жизни, определяющего единство всего её многообразия. В мировых философско-религиозных учениях можно найти множество примеров именно такого – в виде единого целого – представления об организации всего многообразия жизненных проявлений. Поэтому я лишь некоторым образом перефразирую известное: есть Сила, и она – это всё пространство Жизни; в этом пространстве по известным, но в большей части по неведомым нам правилам или без таковых (в нашем понимании) обращаются и взаимодействуют феномены, порождённые Силой. Они взаимодействуют и проявляются в Жизни, подчинённые чему-то превосходящему нашу логику и такой желанный для нас, в силу простоты его понимания, причинно-следственный порядок.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:05 | Комментариев (0)
Опыт различных эмпирических практик, позволяет говорить о том, что содержание ядерных образований будущих СКО определяется ещё до рождения, а особенности вынашивания и родов лишь создают условия для реализации этих предваряющих жизнь человека закладок. Как человек придёт в этот мир, и как будет проходить его дальнейшая жизнь – предопределено изначально. К.Г. Юнг имел веские основания (личный опыт познания себя и большое количество наблюдений своих пациентов) говорить о том, что «…каждый индивид появляется на свет с “целостным личностным эскизом, представленным в потенции с самого рождения”, и что “окружающая Среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что было уже в ней (личности) заложено”» (150, стр. 8-9).
Обобщение практического материала эмпирических практик позволяет отнестись как к реальности к наличию феномена, который изначально направляет формирование систем конденсированного опыта (СКО). Во-первых, для этого он имеет возможность «проектировать» вынашивание и роды так, чтобы в личное бессознательное были заложены определённого качества «ядра» будущих СКО. И, во-вторых, он имеет возможность непосредственно влиять на динамику самих СКО.
Этому феномену присвоено наименование – Карма. И, как учат различные философско-религиозные источники, влияние Кармы распространяется не только на отдельного человека, но и на целые нации…
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:05 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Базовые перинатальные матрицы (БПМ)
Мысль Отто Ранка о том, что «травма рождения» является главным, определяющим событием в жизни человека, нашла многочисленные подтверждения в последующих работах психологов. Впрочем, плод интуиции и наблюдений жизни – народная мудрость, давно утверждает, что «как родился, так и живёшь».
Благодаря исследованиям одного из основателей движения за трансперсональную психологию – Станислава Грофа, сегодня можно говорить о том, что психические переживания, сопутствующие вынашиванию и рождению, приводят к формированию в личном бессознательном «ядер» будущих СКО. Изначальная интенсивность, значимость этих «ядер» определяется качеством переживаний сопутствующих тому или иному периоду вынашивания-рождения. Таких периодов в вынашивании-рождении С. Гроф выделил четыре. Он не только описал психические события, присущие каждому из них, но и отследил их связь с психологическими особенностями, проявляющимися в человеке по ходу его дальнейшей жизни.
В этом разделе я остановлюсь на кратком перечислении некоторых психических проявлений, сопутствующих вынашиванию и рождению. Тем, кто хочет узнать больше, я рекомендую читать работы С. Грофа (27, 28, 29, 30, 31).
Станислав Гроф обозначил психический феномен личного бессознательного, который сохраняет в себе всю гамму переживаний, соответствующих каждому периоду вынашивания-рождения, как Базовые Перинатальные Матрицы (БПМ), пронумеровав их от первой до четвёртой, соответственно каждому периоду – БПМ1, БПМ2, БПМ3, БПМ4. Самим названием – базовые перинатальные матрицы, – он подчеркнул изначальное значение пережитого человеком во время вынашивания-рождения и точное, неизменяемое сохранение этого пережитого в матрице. Опыт переживаний этого периода жизни служит для человека своеобразным эталоном поведения в различных ситуациях его будущей жизни.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:05 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Системы конденсированного опыта (СКО)
Взяв за ориентир доминирование какого-то чувства, можно выделить в жизни человека различной длительности периоды, в каждый из которых преобладающим будет проявление какого-то чувства. Более того, совершенно очевидно, что в этот период к человеку и события преимущественно притягиваются такие, в которых он будет испытывать именно это чувство. Для кого-то это будет страх, для кого-то – радость, для кого-то – одиночество, для кого-то – любовь и т.д. В течение жизни человека такое преобладание в проявлении может переходить от одного чувства к другому, словно эстафетная палочка. Так как данный факт очевиден, то нам важно понять – что определяет наличие преобладающего проявления того или иного чувства со всеми вытекающими из этого преобладания последствиями? Для удобства рассмотрения этот вопрос можно разделить на два меньших:
а) что порождает появление в жизни человека периода сходных ситуаций и событий, в которых он будет преимущественно переживать одно и тоже чувство (и это сопровождается формированием сходных чувственных комплексов)?
б) что приводит к исчезновению этого периода и появлению другого, в который будет преимущественно проявляться иное чувство (и это будет сопровождаться формированием иных сходных чувственных комплексов)?
Для эмпирической практики является фактом, что ответы на эти вопросы можно получить, изучая следствия способности чувственных комплексов объединяться в определённые группы.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:04 | Комментариев (0)
Медицина » Эмпирическая психотерапия » Чувственные комплексы
Жизнь человека – это переживание разнообразных чувств. Надо отметить, что чувство – это нечто имеющее жизнь гораздо более долгую, чем жизнь человека, и оно лишь временно связано с тем, что есть человек. Пи этом чувство, испытываемое человеком может быть очень интенсивным но, это далеко не вся та интенсивность, на которую оно способно. В различных мировых учениях отмечается, что пока человек жив чувства ограничены в своём проявлении и наоборот – проявляются безгранично после его смерти. Возможно, это имеется в виду, когда человека предупреждают о том, что его ненависть, или любовь будет с тем, что останется после его физической смерти.
В силу определённых причин, в момент возникновения чувства полного его проявления не происходит. Оно преобразуется в то, что К.Г. Юнг назвал – чувственный комплекс, который вытесняется из сознания в сферу личного бессознательного.
Чувственный комплекс – весьма энергозатратное образование. Он не только кумулирует в себе энергию непрожитого чувства, но и способствует образованию в теле человека различных депо застойной мышечной энергии. Кроме того, чувственный комплекс требует определенных энергетических затрат на своё создание, вытеснение в личное бессознательное и удержание там. Энергия для всего этого черпается из запасов той энергии, которая отведена человеку на его жизнь.
В психоаналитической литературе механизм, удаляющий чувства (в виде чувственных комплексов) из сферы сознания в личное бессознательное был назван – вытеснение. Способность психики вытеснять чувства в личное бессознательное дана человеку ещё до рождения и проявляется в течение его жизни не зависимо от его желания. Но по мере развития сознания, по мере формирования навыков самоконтроля и по мере познания себя, человек может влиять на процесс вытеснения способствуя или препятствуя ему.
Автор: Admin | Добавлено: 11-09-2012, 13:03 | Комментариев (0)