RSS подписка
Реклама

 
НАУКА » Философия » Артур Шопенгауэр


Артур Шопенгауэр (1788-1860) выступил против рационалистического пони- мания мира и человека. Он представил мир как процесс вечного становления, в ко- тором нет упорядоченности, закономерности и господствует случайность. Единст- венное, что объединяет бесчисленные проявления бытия – стремление к самоут- верждению. Деятельность людей не является разумной. Интеллект, согласно Шо- пенгауэру несамостоятелен, он – лишь орудие воли к жизни как ногти и зубы зве- ря.
Основное сочинение А. Шопенгауэра – “Мир как воля и представление”. В качестве первоосновы всего сущего философ рассматривает волю, которая есть “абсолютно-свободное хотение ”,скрытая сущность мира. Она сродни человеческой воле, но как бы “опрокинута на весь мир”. В этом смысле “мир есть воля”.
Абсолютная воля едина, но она может объективироваться, т.е. проявляться во множестве частных феноменов – неживой природе, мире растений и животных, мире человека. При переходе от одного уровня объективации к другому абсолют- ная воля приобретает всё более индивидуальные особенности. Вершиной её реа- лизации – представления человека.
Таким образом, мир, в котором живет человек, не является объективной ре- альностью. Это иллюзорный воображаемый мир представлений. Для каждого он субъективен, т.к. определяется индивидуальными свойствами личности. “ Никто не может вылезти из своей индивидуальности ”. Однако и то же событие для мелан- холика трагично, для флегматика – незначительно, для сангвиника – интересный конфликт. “Каждый ютится в своем сознании, как в своей шкуре, и живет непо- средственно только в нём”¹
Этика Шопенгауэра органично вписана в его миропонимание. Жизнь в мире представлений – источник беспредельного эгоизма и страданий человека. Исходя из представлений, человек эгоистически стремится к личной пользе и удовольст- вию.. Даже религия превращает себялюбие в масштаб нравственности, провозглашая те- зис: “возлюби ближнего как самого себя”.

Человек эгоистически стремится к богатству, славе, учености, но всё это не делает его счастливым. Самым существенным условием житейского счастья явля- ются не внешние блага, а духовные ценности, т.е. “то, что человек имеет в себе самом”² . Прекратить страдания невозможно в узком кругу эгои- стических стремлений и действий. Надо приобщиться к мировой воле, встать на позицию сострадания ко всему живому..
Итак, А. Шопенгауэр сконцентрирован на личностных проблемах человека: страдание и счастье, одиночество и старость, скука и удовольствие, жизнь, смерть, смысл жизни и т.д. Он критически переосмыслил многие традиционные ценности. При жизни А. Шопенгауэр не был понят современниками, но велико его влияние на последующую антропологическую философию.





Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт Neznaniya.Net
Другие новости по теме:
Автор: Admin | Добавлено: 3-02-2012, 20:55 | Комментариев (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.