RSS подписка
Реклама
 
НАУКА » Философия » Современные глобальные трансформации и проблема ис » «Цивилизационная качка»: маятниковый характер взаимодействия «Восток – Запад »
В последние годы ряд авторов, ссылаясь на маятниковый характер взаимодействия « Восток – Запад » (« цивилизационную качку »), пи - шут о возможной (может быть, даже уже начавшейся) смене цивили- зационного лидерства в мире. Если первоначально в ходе цивилизаци- онного развития лидировал Восток (на Востоке, в Месопотамии, Египте, Индии , Китае возникли первичные цивилизации , восточный « чело - век спиритуальный» дал миру Библию, Коран, «Бхагавад-Гиту» и т.д.), а в XV – XVIII веках это лидерство перешло к Западу, дополнившись в ХХ веке лидерством США, к «экономическому человеку», утвердив- шему агрессивно-потребительское отношение к миру, то сейчас, в силу экологического императива и других глобальных вызовов нашего време- ни, путь, приведший Запад к успеху, может быть в обозримой перспек- тиве пресечен, и мировое лидерство снова вернется к Востоку.
Уникальные культуры таких евразийских гигантов , как Китай и Индия , обнаружили исключительную выживаемость и устойчивость . Данные страны, наверное, как никакие другие азиатские государства обладают способностью к противостоянию инструментально-потребительской цивилизации Запада. Причем в духовном плане здесь особо выделяется Индия. Индийская культура содержит, пожалуй, не имеющий в мире аналогов потенциал посттехнической, постпотребительс- кой, постэкономической альтернативы современному агрессивному глобализму, его хищническим интенциям и установкам. Этот постэконо- мический потенциал обусловлен в первую очередь великой индо-буддийской духовно-религиозной традицией, отличающейся от всех других духовно-религиозных традиций удивительной глубиной и основа- тельностью осмысления безысходной драмы и коллизии вожделеющего сознания и потребительской психологии. Можно поэтому предположить, что индо-буддийская традиция способна выступить в качестве одной из предпосылок кардинальной перестройки той картины мира и мировоззрения , которые сформировались в эпоху европейского Воз - рождения и Нового времени и продолжают до сих пор господствовать, несмотря на свою несовместимость с экологическим императивом.
В истории, таким образом, имеет место, действует западно-восточ- ный мегацикл, когда на земле доминируют то западная часть мира и ее менталитет, то, наоборот, восточная фаза. Вначале господствовала во- сточная фаза мирового мегацикла , потом западная . Теперь западная фаза вошла в период таяния и утери своих потенций. Впереди, похо- же, восточная фаза мирового мегацикла.
Согласно многим исследователям, сама логика истории диктует Во- стоку необходимость дать свой ответ на вызов однополярности и гло- бального хищничества, брошенный миру США и их ближайшими союз- никами. Неизбежность такого ответа вытекает из известной геополити- ческой закономерности: попытка практического воплощения в жизнь идеи мирового лидерства одной страной или даже группой стран всегда вызывает мощное сопротивление других стран, выражающееся в созда- нии оборонительных союзов, региональных «полюсов силы» и т.д. Од- ним из наиболее вероятных таких «полюсов силы», обладающим спо- собностью выстроить свою стратегическую линию (альтернативу) в про- тивоборстве с Западом («атлантистами», «пиратами моря»), как раз и могут стать страны – евразийские гиганты – Китай, Индия, Россия.
Причем в этом грядущем ответе Востока Западу усматривается пер- вое в истории человечества культурно - цивилизационное , по - настоя - щему всепланетарное противостояние. «Крушение социализма и окон- чание холодной войны, – пишет в связи с этим японский исследователь Сакакибора , – избавил мир от гражданской войны между двумя версиями прогрессизма , заслонявшими подлинно фундаментальный вопрос о существовании различных цивилизаций » [34, p. 1 3– 1 4]. С точки зрения сторонников данного взгляда, борьба прежних двух со- циально-политических систем – капитализма и социализма – по суще- ству , происходила на одной почве – почве Просвещения , выступала как гражданская война двух западных идеологий – либерализма и со- циалистической идеи – как двух сторон одной и той же западноевро- пейской индустриальной цивилизации. Поэтому, если и первая, и вто- рая, и третья (холодная) мировые войны еще не были в полном смыс- ле слова «мировыми», поскольку участвующие в них соперники были наследниками европейского Просвещения, то разворачивающееся ныне противостояние, согласно такому подходу, во всем приобретает черты подлинной всемирности. И что особенно интересно: «В этом ставшем глобальным не только в геополитическом, но и в идейно-метафизичес- ком отношении противоборстве, позиция России в известной мере пре- допределена: ее место – с Востоком» [14, c. 45]. Более того, согласно этой точке зрения, именно переход России в восточную коалицию смо- жет предопределить слом всех планов победившего в холодной войне Запада в отношении исторических перспектив развития Востока. Три гиганта Евразийского континента – Россия, Китай и Индия – способ- ны обеспечить срыв плана Запада навязать Востоку перспективу «до- гоняющего развития» («отсталого юга»), то есть, вечной зависимости от Запада и вечного комплекса неполноценности и создать, выстроить самостоятельную стратегию развития, собственную историческую ли- нию поведения . Подобные мысли высказывают и индийские ученые Д.Кадшика и М.Сингха. Согласно им, настало время объединить уси- лия Индии , Ирана , Китая , России и Малайзии для выхода из плена ошибочных концепций и поиска более приемлемых стратегий – для себя и для других стран [35, c. 17].
Надо признать, что такой взгляд отнюдь не беспочвен. О возмож- ности такого поворота событий свидетельствует хотя бы то обстоятель- ство, что «архитекторы однополярного мира» прилагали и еще прила- гают немалые усилия для того, чтобы демонтировать крупные межна- циональные государства евразийского континента и любой ценой сло- мать их сопротивление «глобализации по-американски». Предвидя не- избежное сопротивление этих крупных государственных образований, они всячески инициируют и поощряют национальный сепаратизм, дают разгуляться местным князькам и племенным вождям , поддерживают все, что направлено на разрушение и деградацию данных государствен- ных образований. В русле сказанного становится понятной весьма тро- гательная «забота» западноевропейских стран о правах некоторых на- циональных меньшинств : тибетцев , чеченцев , албанцев и др. Понят- ным также становится и то, почему пророссийски, солидаристски на- строенная Беларусь стала объектом жестких дестабилизирующих тех- нологий и неслыханного давления со стороны тех же самых западных государств – лидеров глобализации. Следует заметить, однако, что уси- лия, направленные на построение национальных суверенитетов, носят временный характер. После того, как будет решена задача разрушения потенциально опасных Западу крупных государств, стратеги глобали- зации найдут способ быстро усмирить племенных лидеров и показать им, кто на самом деле является хозяином положения.
И в суждениях о возможной в будущем восточной ориентации России также есть, как представляется, немалый резон. Факты свиде- тельствуют, что Россия, несмотря на все свои периодически возникаю- щие и сменяющие друг друга волны западничества, отчаянные субъек- тивные устремления целого ряда политиков как можно больше сбли- зиться с Европой и т.д., объективно самой логикой развития обстоя- тельств, последовательно выталкивалась на Восток.
Как бы там ситуация ни сложилась в ближайшей и обозримой перспективе, сегодня центр международной политики неуклонно сме- щается в Азию . « В Азии налицо тенденция к формированию регио - нального экономического центра – мягкого интеграционного блока , способного через десятилетие стать мощнейшим средоточением эконо- мической силы. Такой блок может основываться на Ассоциации госу- дарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Не исключено, что подобного рода альянс в конце перерастает в формальное интеграционное объеди- нение наподобие Североамериканского соглашения о свободной тор- говле (НАФТА) или Европейского экономического сообщества (ЕЭС) прошлых лет. Возможно усиление юаня, иены и рупии за счет долла- ра . Так или иначе , становлению нового объединения будет оказано серьезное противодействие (в первую очередь со стороны США), одна- ко этот процесс едва ли удастся остановить. Азиатские державы, обре- тающие уверенность в своих силах, стремятся сбросить идеологическое и культурное господство , которое им веками навязывал Запад . Они заявляют о готовности проводить – либо при поддержке соседей, либо (пока ) в одиночку – самостоятельную линию в экономике и полити- ке» [36, c. 38].
Весьма интересное суждение в этой связи высказывал российский исследователь В . И . Пантин : «... Уже появляются признаки грядущего изменения мирового порядка, очередной геоэкономической и геополи- тической революции. В ХХI веке намечаются новые сдвиги и измене- ния мирового порядка. В частности, на сцену глобальной политичес- кой истории постепенно выдвигаются три азиатские страны-цивилиза- ции – Япония, Китай и Индия, уже ставшие мировыми центрами эко- номической и политической силы. Роль этих новых центров силы на протяжении ХХ века медленно, но верно возрастала и неизбежно бу- дет возрастать в веке ХХ I: вектор мировой истории снова начинает поворачивать на Восток. В результате этих долговременных процессов прежняя « периферия » или « полупериферия » в недалеком будущем может стать «центром» мирового развития, как это уже не раз бывало в истории» [37, c. 166].
На нынешний момент, однако, в пространстве мировой геополи- тики обычно выделяют три силы: США, Европейский Союз и энергич- но поднимающийся Китай. В самое последнее время стали говорить и об исламском факторе. В запасных «игроках» Индия и такие страны Латинской Америки, как Бразилия, Мексика, Аргентина и др.
Что касается США как центра силы, то они хотя еще и доминируют в мире, но уже склоняются к упадку. Сегодня США «превратились из веду- щего мирового кредитора в главного мирового должника» [38, c. 14].
Важнейший фактор в доминировании США – это военная мощь глобального масштаба, больше чем когда-либо в истории она сконцент- рирована именно в их руках . Надо признать , что сегодня США не имеют готового , сложившегося противовеса в лице какой бы то ни было страны или коалиции стран. Потенциальные соперники США – Китай , Индия и , возможно , Россия – могут стать силой , способной реально противодействовать США и их сателлитам где - то через лет 10 – 15. До тех пор, судя по всему, США будет так или иначе удавать- ся навязывать мировому сообществу свой глобализационный проект. Причем этот процесс может принять форму перманентного американс- кого штурма планеты, будь то в виде периодических «антитеррористи- ческих компаний», когда агрессор громит одну страну за другой, или в виде задабривания, оказания материальной «помощи», выделения кре- дитов, политико-дипломатических интриг и давления.
И тем не менее центр глобальной силы, каковым сегодня является США , уже попал в довольно странную ситуацию : «не сталкиваясь с военной угрозой извне (что делает войну между великими державами менее вероятной, чем в прежние переходные периоды), он не обладает финансовыми средствами , необходимыми для решения комплексных системных проблем, требующих согласованных действий каждого из элементов системы. Все это с большой вероятностью может привести к краху гегемонии даже в условиях отсутствия мировых войн между ве- ликими державами» [38, c. 15]. «Америка страдает по крайней мере от трех структурных дефицитов, ограничивающих эффективность и дол- говременность ее квазиимпериалистической роли» [39, c. 23–24]. «Пер- вый – это растущая зависимость страны от иностранного капитала, с помощью которого финансируется чрезмерное частное и государствен- ное потребление. Трудно назвать хоть одну империю прошлого, кото- рая просуществовала продолжительное время после того , как оказа - лась зависима от зарубежных займов . Второй дефицит относится к численности вооруженных сил ; Соединенные Штаты являются чис - тым «импортером» населения и потому не могут подкрепить свои геге- монистские устремления подлинной колонизацией. В то же время их сравнительно небольшая, не основанная на воинской повинности ар- мия чрезмерно распылена в связи с продолжающимися интервенция- ми в Афганистане и Ираке. И наконец, особенно важно то, что США страдают от явления, которое следовало бы назвать «дефицитом при- оритетов». Их республиканские институты и политические традиции затрудняют достижение консенсуса относительно долгосрочных проек- тов «строительства наций» [39, c. 24]. Так пишет английский исследо- ватель Н . Фергюсон .
У США хотя и достаточно военной мощи, чтобы выиграть войну, но у них не хватает ресурсов для достижения политических целей, для «выигрывания мира», выгодного хотя бы им самим. «Трагические со- бытия в Новом Орлеане, – как пишет российский исследователь С.А.Ка- раганов, – продемонстрировали неэффективность американской госу- дарственной машины перед лицом природного катаклизма на собствен- ной территории и показали границы возможностей единственной сверх- державы» [36, c. 41].
Здесь надо отдавать себе отчет в том, что США, которым все еще удается силой навязывать миру, а тем более – отдельным странам свою волю , никогда не смогут выступить в качестве действительного мо - рального и политического лидера человечества (они таковым не явля- ются и сегодня ) и при любом раскладе сил не будут в состоянии в одиночку сформировать новый миропорядок и монопольно им управ- лять . « Нынешняя Америка слишком эгоистична , чтобы принести на алтарь общего блага хотя бы часть своих интересов и ресурсов, а без этого нельзя стать признанным лидером глобализирующего мира. Она слишком самоуверенна , чтобы прислушиваться к голосам других , а мировое лидерство в условиях XXI века невозможно без устойчивой обратной связи. Она слишком эгоцентрична, чтобы играть роль поли- тического и морального вожака . Но главное препятствие на пути ее глобального лидерства заключается , быть может , в том , что она не знает, куда идет мир и куда его следует вести. Она не знает даже, как разумно распорядиться собственной силой» [21, c. 35].
Сегодня высказываний такого рода становится все больше . Так , уже упоминавшийся нами американский социолог С.Валлерстайн пи- шет: «Ястребиная интерпретация, исходящая из того, что шансы США на всемирный контроль велики , является ложной , и следование ей только ускорит американский упадок, превращая постепенное нисхож- дение в быстрый и турболентный упадок» [3, p. 24]. В другом месте он констатирует : « Одинокая сверхдержава , в которой отсутствует под - линная сила; мировой лидер, за которым никто не следует и которого никто не уважает; нация, опасно дрейфующая среди мирового хаоса, который она не может контролировать» [3, p. 17].
Исходя из такого рода констатации, исследователь призывает пра- вительство США отказаться решать проблемы в одностороннем поряд- ке, без учета того, «что хорошо для всех членов мирового сообщества» [3, p. 213]. Теряющая свою мощь, «спускающаяся » с холма Америка должна, наконец, научиться прислушиваться к своим союзникам и про- тивникам, у которых тоже есть интересы, мечты и идеалы.
Но она пока, к сожалению, еще не научилась этому. В результате все более значимым явлением в последние годы становится антиаме- риканизм, выступающий как реакция на предельную нравственную распущенность вестерна. Многие, очень многие сегодня, начиная народ- ными вожаками и пророками и заканчивая новыми харизматическими лидерами незападных стран, видят в вестернизации вызов общечелове- ческой морали, религии, рассматривают ее как осквернение святынь и источник духовной деградации. К сегодняшнему дню сложилась такая ситуация, что во многих странах все американское немедленно провоци- рует народную реакцию: машина с американским номером уже не может спокойно проехать по улицам многих городов незападного мира, рядо- вые потребители демонстративно бойкотируют американские товары, молодые бунтовщики жгут американские флаги и выкрикивают анти- американские лозунги. Наряду со спонтанно-стихийным антиамерика- низмом начинает обнаруживать себя в современном мире интеллекту- альный антиамериканизм, антиамериканизм гуманитарной элиты, ос- корбленной шокирующим американским примитивом, оскверняющим все высокосложное и рафинированное. При этом гуманитарная критика аме- риканского примитива как культурно-исторического феномена становится все более последовательной и глубокой, докатывающейся до исходных подтекстов и изначальных корней. Все это говорит о том, что в культуре зреет новая мощная инверсия – реактивный поворот к вектору разви- тия, направленному в противоположную сторону. Эта реакция имеет стратегическое значение, поскольку подтачивает все опоры американс- кого образа жизни не только извне, но и изнутри, поражая недугом скепсиса и уныния даже самых последовательных апологетов всего аме- риканского. Постепенно в сознании людей происходит смена плюсов на минусы, недавней восторженности на отвращение, восхваления на зло- радные осуждения. Все это не может не сокращать время, отпущенное историей «американскому миру». Это и понятно. «Неумеренная горды- ня и самовосхваление, демонстративное беспамятство, оскорбительные двойные стандарты, вездесущая бесцеремонность» [40, c. 51] с неизбеж- ностью вызывают отторжение и радикальную критику среди самых раз- личных акторов международных отношений.
Хотя США и Западная Европа остаются частями одной политико- экономической и культурной цивилизации, расхождения между ними нарастают, преодолеть их не удается. Европа стремится стать самостоя- тельным центром силы, что явно не устраивает Америку. «Вашингтон практически не скрывает своего намерения препятствовать такой евро- пейской интеграции, которая сделала бы Старый Свет военно-полити- ческим игроком мирового класса.
Ну а как же реально выглядит ситуация с Европой как самостоя- тельным конкурентоспособным «игроком» на мировой арене? Н.Фер- гюсон, назвавший США «колоссом на глиняных ногах», дает следую- щую характеристику Европе: «Старая Европа стареет все больше» [39, c. 24]. Он пишет, что, несмотря на впечатляющее расширение ЕС, не говоря уже о валютном союзе 12 входящих в него стран, демографичес- кие реалии обрекают Европейский Союз на сокращение его междуна- родного влияния. Снижение рождаемости и рост продолжительности жизни ведут к тому, что средний возраст жителей Западной Европы уже менее чем через полвека приблизится к 50-летней отметке. «Уро- вень зависимости» в Европе (то есть, число граждан, не работающих по причине возраста, приходящееся на каждого занятого в производ- стве ) станет опасно высоким . Старая Европа скоро станет в прямом смысле слова старой.
Кроме того, Запад в силу ряда объективных причин (в том числе и по причине комфортной укорененности в настоящем), истощил свои энергетические импульсы, утерял «пассионарность», столкнулся с не- бывалой порчей человека. Тот активный субъект западноевропейской индустриализации , в основном выходец из деревни , несший в себе колоссальный заряд энергии и нерастраченной силы , питавших про- мышленность и другие виды деятельности, уступил в основном место новому социальному типу – усредненному продукту городской массо- вой культуры. Этот новый тип человека – дитя общества потребления, («цивилизации досуга), охваченный ныне широко распространенной в богатых странах болезнью, которую социологи назвали «аномией» и значение которой близко медицинскому термину «анемия» – малокро- вие и безволие» [14, c. 197]. Дефицит энергии – главная характерис- тика этого типа.
Верно сказано, что народы выдерживают испытание бедностью, но ни одному народу не дано выдержать испытание богатством и роско- шью. Или можно сказать иначе: «Цивилизация рождается стоиком, а умирает эпикурейцем» (Уйм Дюрант).
Поэтому инициаторами нового цивилизационного поворота могут стать только те народы, которые еще не до конца развращены инстру- ментально-потребительской, искусственно-технической цивилизацией, сохранившие элементы органической жизни, обладающие мощным цен- ностно-духовным потенциалом, устойчивыми и достаточно развитыми культурами. Именно эти народы могут оказаться способными на ны- нешней развилке исторических путей противостоять вирусу потреби- тельства, ориентациям на изнеженно-комфортный , иждивенчески па- разитарный образ жизни и мобилизоваться для творческой альтерна- тивы многим негативным реальностям современной евроамериканской цивилизации . Этим народам есть что сказать миру, испытывающему настоятельную потребность в новом сознании и новых формах соци- ального бытия. Иx задача – отказаться от имитационного пути истори- ческого движения, концепции «догоняющего» развития и предложить принципиально новую модель социокультурного развития.
Сегодня Европа полностью зависит от импортной рабочей силы, в ее населении растет доля диаспор, не разделяющих традиционные ев- ропейские ценности, а часто и оппозиционных им. Не следует здесь сбрасывать со счетов и чрезвычайную разнородность нынешнего соста- ва ЕС. Похоже, это для Европы добром не кончится. Можно предпо- ложить, что даже при наличии достаточно развитой экономики и пер- спектив выйти на высокие темпы роста новым гегемоном мирового уровня Европа стать не сможет. В принципе она стоит перед болезненным выбором: либо допустить в страны еще большую иммиграцию и связанные с ней социокультурные перемены , либо превратить свои «страны в закрытые укрепленные сообщества пенсионеров» [39, c. 24].
В целом, «Запад, – сошлемся еще раз на высказывание И.Валлерстайна, – вошел в полосу массивного кризиса – не только экономического, но и в фундаментальном смысле политического и социального. Мировая капиталистическая система находится в кризисе как соци - альная система» [3, p. 121].
Таким образом, два потенциальных претендента на мировую геге- монию в ХХI веке – США, Европа – похоже, несут в себе зародыши упадка, а ислам остается пока распыленной силой в мировой политике, не обладающей еще необходимыми ресурсами для сверхдержавнос- ти . Однако , учитывая , что структура формирующегося миропорядка сейчас весьма подвижна, можно предположить (особенно принимая во внимание факт неравномерности развития государств и народов), что и ряд мусульманских стран смогут вырваться вперед и консолидиро- ваться. Причем не последнюю роль в этом процессе, вероятно, сыграет не иссякшая и даже возрастающая пассионарность населения целого ряда исламских государств.





Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт Neznaniya.Net
Другие новости по теме:
Автор: Admin | Добавлено: 5-03-2013, 14:01 | Комментариев (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.