RSS подписка
Реклама
 
НАУКА » Философия » Современные глобальные трансформации и проблема ис » Духовная мобилизация: от инерций сознания к интеллектуальным прорывам и новым проектным решениям
Восточнославянским народам необходима духовная мобилизация. Дан- ную необходимость диктует актуальный характер вызовов обществу, ко- торые в своей действительности сегодня проистекают не только из про- шлого, но и во все возрастающей степени продуцируются будущим и тре- буют для адекватного ответа на них интеллектуальных прорывов и новых проектных решений, соответствующих реалиям современности. Восточ- нославянские мыслители, озабоченные состоянием своих стран, должны противопоставить бесперспективности идей западников, занятых лишь торгом вокруг наиболее выгодной траектории встраивания восточносла- вянских стран в западноевропейскую цивилизацию, мобилизационный
«проект будущего» опережающего, а не догоняющего характера, выявля- ющего оптимальные пути развития восточнославянских народов на соб- ственной культурно-цивилизационной основе, выдвинуть и обосновать собственную теорию, точнее, метатеорию, позволяющую сформировать принципы и направления движения Беларуси, России, Украины в сторо- ну свободной, не занятой и не детерминированной другими странами и народами ниши существования в нынешнем противоречивом и сложном геополитическом пространстве. Их задача состоит в том, чтобы по воз- можности выявить в гуще ветвящихся дорог исторической эволюции те пути развития, которые в наибольшей степени соответствуют принци- пам гуманизма и справедливости и вместе с тем открывают для восточ- нославянской цивилизации длительную историческую перспективу.
Восточнославянские народы должны иметь право и возможность це- леполагать и действовать сообразно своим историческим традициям, ци- вилизационным особенностям и интересам. Они, сполна познавшие край- ности дилеммы «социализм – капитализм», должны отказаться от бес- перспективного эпигонства и приступить к решению действительно труд- ной творческой задачи – выработке нового проекта будущего, выдвижения великой альтернативной идеи, ориентированной на решение глобаль- ных проблем, стоящих перед человечеством 1. Только решение таких гран- диозных задач может вдохновить восточнославянские народы.
При этом мы убеждены, что «вулкан истории» отнюдь не потух и способен к новым цивилизационным «выбросам». «Цветущее многообра- зие» (выражение К.Леонтьева) культур не оставлено навсегда позади, и
«конец истории» еще пока не наступил. Космогонические процессы обра- зования новых миров (моделей) еще, к счастью, продолжаются, и исто- рия остается открытой для творчества, для поисков новых, неизведанных путей развития. Всего за 30 – 40 послевоенных лет в мире появилась, наряду с атлантической, новая цивилизационная модель – Тихоокеанс- кая. Нет поэтому никаких оснований с порога отрицать и возможность появления еще одной модели – «евразийской», например. Евразийская модель – это специфическая цивилизационная общность, интегрирующая импульсы Запада и Востока, Севера и Юга и по-своему преломляющая, творчески синтезирующая их. Она должна быть направлена на изжива- ние раскола восточнославянских народов и внутрироссийского раскола, быть ориентированной на всемирность и всечеловечность. Иначе говоря, проблема состоит в том, чтобы разумно соединить лучшие черты многове- кового опыта России и других восточнославянских народов, в том числе и опыта их недавнего советского прошлого, с достижениями стран Восто- ка и современного постиндустриального общества Европы и Северной Америки, отсекая при этом все то, что не соответствует историческим традициям и национальным интересам народов, составляющих эту общ- ность, и ведет к потере ими своей самоидентификации, своей осевой, центральной, смыслообразующей ценностной идеи.
Как свидетельствует история, возникновение новых цивилизаций всегда развертывалось в сфере духа – в ходе формирования оригиналь- ной системы ценностей и нового видения горизонтов бытия. Подражание не может быть источником вдохновения. Оно никогда не станет основой для формирования самобытной цивилизации. Его результаты всегда будут вторичны и неинтересны другим народам. «Не числом, а умением», силой духа формировались новые цивилизации. Например, никому не известное племя, поселившееся на левом заболоченном бе- регу Тибра, ведущее примитивное сельское хозяйство и по всем дру- гим параметрам отстающее от богатых городов Средиземноморья, через несколько веков превратилось в могучую Римскую империю. Почему? Да потому, что Рим выработал принципиально новую социально-по- литическую модель развития. В силу той же способности к новаторс- ким решениям слабые аравийские племена, постоянно теснимые сосе- дями, создали грандиозную мир-империю – арабский халифат. Немно- гочисленные христианские общины , впервые в истории перенесшие социальную борьбу в духовную сферу, вызвали к жизни самую влия- тельную и многочисленную мировую религию и т.п. А это означает, что будущее зависит не только от объективно-исторических факторов (численности населения, размера территорий и т.п.), но и от адекват- ного исторического выбора и от способности к конструктивному про- ектированию, то есть, от субъективного фактора истории.
Само собой разумеется, что протекание всех этих процессов немыс- лимо без участия интеллигенции. Интеллигенция, если она действитель- но не хочет остаться на «пепелище своих стран», должна в конце концов осознать свое назначение и ответственность перед народом. Тот внутрен- ний конфликт интеллигенции, который состоит в возможности исполь- зовать данный и обретенный ею дар ума и таланта как в собственных, корыстных («шкурнических») целях, так и для нужд народа, должен решиться в пользу последнего. Болевой удар многочисленных «шоковых терапий», выпавший на долю восточнославянских народов, должен в конце концов поспособствовать разрешению данного конфликта именно в этом направлении. На практике все эти «шоковые терапии» конца ХХ столе- тия «отщепили» от той интеллигенции, которую в полном смысле этого слова можно назвать «совестью» народа, ее маргинальные части и об- нажили ее « ядро », призвание которого – служение своему народу , выражение и теоретическое оформление глубинных архетипов его со- знания и национальных интересов стратегического характера.
Сегодня восточнославянским странам нужны мыслители и практики с развитым чувством долга и чести, обладающие «длинной волей», спо- собные силой мысли заглянуть за привычный горизонт событий. Именно они, используя свои творческие силы, могут выдвинуть и реализовать в ходе развернувшейся в нашем тесном земном мире битвы за будущее свой жизнеспособный проект восточнославянской цивилизации как региональ- ного самодостаточного центра развития и силы. Противоречивость ны- нешней ситуации, растерянность общества могут быть преодолены лишь посредством той или иной формы подвижничества и интеллектуальной мобилизации. Причем важно не только говорить о «своем пути», но и содержательно раскрыть, каким он будет, увязать этот путь с мессионист-



ской направленностью сознания русского человека. Ибо без выдвижения большой социальной идеи, новых объединительных и общепринятых иде- алов, нового социального мифа, если хотите, у восточных славян ничто не получится. Это связано с тем, что ориентация на служение идеалу коренится в глубинных пластах русского национального характера. Изве- стный философ ХХ века Л.Н.Карсавин, говоря о русском характере, пи- сал: «Уже неоднократно отмечалось тяготение русского человека к абсо- лютному... Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем: усомнившись в идеале или в его близкой осуществимости, являет обра- зец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему» [34, c. 322]. Вот этот «образец неслыханного скотоподобия» или «мифи- ческого равнодушия ко всему» мы сейчас наблюдаем среди значительной части населения России, которое полностью отказавшись от социалисти- ческого идеала, разуверилось во всем. Русский человек без служения ве- ликому идеалу теряет себя, испытывает сильный дискомфорт. Поэтому потребность в общезначимых идеях и интегрирующих идеалах быстро на- растает в российском обществе.
Да и объективно, нам сегодня, как воздух, нужны объединяющие и возвышающие людей социальные и духовные идеи. Ибо всякий выход из тяжелого кризиса для любого общества связан с сильной духовной идеей, оправдывающей и покрывающей своей легитимностью и общепризнанно- стью социальные издержки, неизбежные при выходе из тупика. Только такая идея может мобилизовать народ на некие сверх-усилия, которые сегодня нам требуются. Она есть источник любого чуда, двигатель любых серьезных изменений, импульс в созидании всего нового. Причем здесь важно иметь в виду одно обстоятельство: будущее в значительной степе- ни станет таким, каким мы его увидим сегодня. В силу действия механиз- ма «самоорганизующихся» и «самоосуществляющихся» пророчеств оно в немалой степени будет соответствовать тому, к чему мы будем стремиться и за что мы будем бороться. Это происходит потому, что то, что люди узнают об ожидаемом их будущем, воздействует на их дела «здесь и те- перь», в сегодняшней жизни. Именно явные и скрытые бессознательные установки относительно будущего и определяют поведение человека се- годня. Стало быть, представление о будущем – это уже один из способов воздействия на него, путь формирования этого будущего.
И в заключение можно констатировать, что постепенно наступает отрезвление и излечение нашей интеллигенции от болезни «европейни- чанья». Сегодня западничество интенсивно теряет социальную базу в обществе, пережившем горчайший опыт псевдореформ и катастроф. Те- перь, похоже, после очередного «обмана» Запада, отказавшегося от еди- ного общечеловеческого будущего, и его возвращения к имперской прак- тике геополитических переделов мира нашим западникам вряд ли удаст- ся надолго удержать Россию в русле прозападной политики и сохранить свою власть. Российское общество уже сполна испытало на себе всю трагичность последствий практических попыток реализации «эпохаль- ных» идеологий Запада – и социализма, и либерализма, – и весьма со
мнительно, что впредь она на них опять «клюнет». В сущности, всего лишь за последние 80 лет Россия испробовала и изжила две модели техногенно-потребительского развития цивилизации. На изживание пер- вой – социалистической – утопии всеобщего материального изобилия («удовлетворение всех материальных потребностей») понадобилось 70 лет, а на развенчание второй – утопии рыночно-потребительского рая – потребовалось менее 10 лет. Такой опыт не дан историей ни одной стра- не мира. Но это значит, что ни у одной другой страны нет такой настоя- тельной необходимости в теоретической разработке и практическом воп- лощении в жизнь иной, альтернативной Западу социокультурной стра- тегии развития. Поэтому вполне можно предположить, что Россия, даже при жизни нынешнего поколения, вообще уйдет из сферы влияния ев- ропейских идеологий и станет на пути радикального антизападничества.
В самом деле, за триста лет своего существования российское за- падничество никогда еще не терпело такого сокрушительного пораже- ния , как сегодня . Российский исследователь А.И.Уткин пишет : «Се - годня в России происходит нечто исключительно важное... Уменьша- ется в числе, теряет влияние, рассеивается та прозападная интеллиген- ция, чьи симпатии, любовь (и даже аффект) в отношении к Америке были основой перемен в антиамериканском курсе при позднем Горба- чеве и раннем Ельцине...» [35, c. 33].
Ныне одна часть этой интеллигенции разочаровалась в своих проза- падных иллюзиях, другая часть пока еще колеблется, не может до конца отречься от своих прежних идеалов, третья часть откровенно перешла на сторону циничных хапуг и компрадоров. Но в целом, однако, тенденция очевидна: по всем линиям идет интенсивная деградация западничества.
Говоря о современном западничестве, следует иметь в виду еще одно важное обстоятельство: Запад на этот раз не смог выдвинуть никакой новой идеологии (если, конечно, не считать таковой концепцию «Конца истории» Ф.Фукуямы), которой могли бы увлечься даже падкие на все европейское наши западники. Запад погряз в настоящем. Поэтому новый виток исторического движения и новые ответы на вызовы современности надо ожидать не от него, а от иных регионов и цивилизаций мира.





Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт Neznaniya.Net
Другие новости по теме:
Автор: Admin | Добавлено: 11-03-2013, 15:01 | Комментариев (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.