RSS подписка
Реклама
 
НАУКА » Философия » Современные глобальные трансформации и проблема ис » Глобальная трансформация социума и самоопределение белорусского общества
Созданный выдающимся отечественным мыслителем Якубом Коласом смыслообраз разродорожья необычайно емко и полно выражает духовную ситуацию современного белорусского общества. Мы действительно оказались сейчас на историческом перепутье и пытаемся выбрать дорогу , по которой идти дальше . Указанный смыслообраз выпукло обозначает то присущее сейчас нашему обществу состояние напряженных духовных поисков, которое продиктовано острой необходимостью в самоопределении и каждой отдельной личности, и все- го народа . На пороге третьего тысячелетия причиной многих существенных трансформаций стал процесс глобализации международных отношений . Фундаментальность социальных сдвигов сейчас такова , что ставится под вопрос весь предшествующий опыт человечества , его базовые ценности и идеалы. Вызовы глобализации и предполагаемые ответы на них, наиболее оправданные стратегии развития Беларуси и других восточнославянских стран , альтернативные сценарии становления их ближайшего и отдаленного будущего – вот принципиальные вопросы , требующие неотложного решения .
Очевидно , возвращение в прежний советский вариант функционирования общества опасен реальной возможностью его аннигиля - ции. История подтвердила мысль мудрого Гераклита, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку . Назревает вопрос , если по - терпели девальвацию ценности советского социалистического варианта строительства техногенного общества , то, может быть , необходимо обратиться к капиталистическому его варианту, в границах которого и возникло это общество? Наш ответ – отрицательный. О.Шпенглер отнюдь не случайно характеризовал западную капиталистическую цивилизацию как вечернюю . Он подчеркивал исчерпание ею созидательной силы в духовной деятельности и смещение вектора активности в профанную сферу . Но такой способ социальной дея - тельности сопряжен с существенными противоречиями между устаревшими социокультурными ценностями и вырвавшимися вперед технико - технологическими возможностями общества . Прежние ценности , которые ориентировали в первую очередь на решение утили- тарных задач , связанных с преходящими явлениями , начинают пе - рекрывать перспективу . Поэтому отдаленные последствия деятель - ности людей все чаще оказываются совсем не те, на которые рассчи- тывали . Мало кто предполагал , что сокращение детской смертности с помощью медикоментозных средств разрушит механизм естествен - ного отбора и обернется генетической деградацией человеческого вида . Негативные последствия техногенной цивилизации столь ве - лики , что делают эволюцию общества по ее меркам не только бес - перспективной , но и опасной , так как в ней скрыта угроза глобаль -



ной антропологической катастрофы . Техногенная цивилизация и в западном варианте переживает эволюционный кризис. Стратегия «ус- тойчивого развития » нереализуема в условиях неолиберализма , она т р ебует перехода к посткапитализму, категорически утверждает Н.А.Ко - солапов [33, c. 1 52].
Как новый субъект истории Беларусь прямо-таки обязана осуще- ствить выбор вектора своего развития . Уникальность сложившейся ситуации предупреждает против цивилизационного самоопределения по способу былинного богатыря, который оказался у развилки дорог перед столбом с подсказками , что ожидает путника , если он отдаст преимущество какому-либо заранее определенному направлению. Мы уже убедились в тупиковости ранее осуществленных моделей разви- тия общества. Можно было бы вообще довериться социальной стихии и отказаться от каких бы то ни было проектов движения общества в будущее. Это также выбор, хотя и далеко не лучший, который вынуж- дает социальных субъектов реагировать на сиюминутные, зачастую слу- чайные и второстепенные процессы, упуская из виду долговременные существенные тенденции.
Однако сложная ситуация социального транзита , которая сло - жилась в Беларуси , – еще не повод для пессимизма . Разбаланси - ровка как антропосоциетальных , так и социоприродных отношений наблюдается на всем протяжении существования человеческих со - обществ . Еще во время позднего неолита она вызвала колоссальный антропологический кризис с катастрофическим сокращением насе - ления планеты . Но он был преодолен , как были преодолены и не - которые позднейшие подобные кризисы . Более того , существует мысль , что именно нехватка временных , пространственных и веще - ственных ресурсов есть необходимое условие прогрессивной эволю- ции общества [34, c. 83]. В печати высказывается мнение , согласно которому кризисы, не нарушающие пороговые значения существова- ния человека , способны даже стимулировать развитие общества .
« Кризис за счет его « завязанности » на мобилизацию всех жизнен - ных сил – в известном смысле жизненно необходим человеку , кото - рый сам стал человеком только благодаря некогда произошедшему кризису в природе » [35, c. 68].
Но было бы большой ошибкой думать, что нужно специально стре- миться к кризису. Социальный кризис, особенно тот, что охватывает базисные элементы общества и принимает системный характер – вы- зывает огромное социальное потрясение с вооруженными столкнове- ниями, разрушением экономики, обнищанием населения и распростра- нением преступности.
Белорусское общество избежало крупных социальных потрясений в ходе современного реформирования. Хотя и в нем возник ряд про- блем аксиологического содержания. Реализация межвузовского комп- лексного проекта «Место молодежи в социально-политической струк- туре общества переходного типа и ее роль в динамике трансформаци-



онных процессов» выявила разорванность и противоречивость ценнос- тного сознания современной студенческой молодежи. Так, 75,9 % оп- рошенных студентов дают высокую оценку институту семьи, но только
27,8 % признают значимость любви и дружбы; 42,7 % отмечают досто- инство любимой работы, но лишь 19,1 % подчеркивает ценность про- фессионализма и компетентности.
Если кризис все-таки наступил, необходимо максимально умень- шать его негативные проявления и искать способы быстрейшего выхо- да на путь стабильного развития. Закономерный характер эволюцион- ных кризисов не должен делать нас беспечными не только потому, что они связаны с большими трудностями. Разрушительное действие кри- зисных процессов уже не раз в истории приводило к утрате человече- ством целых народов.
Системный кризис, характерный для развития современной миро- вой цивилизации , дополненный процессом глобализации , неведомы прошлой истории. Наше время требует такого ценностного самоопре- деления белорусского общества , которое бы учитывало глобальный социокультурный контекст. А.В.Толстоухов понимает такой контекст как многомерный универсум человеческой жизни , представляющий результат сложнейших отношений между национальными государства- ми , надгосударственными образованиями , транснациональными кор - порациями, мультинациональными консорциумами и надэтническими структурами [36, c. 49].
Быстрый , практически мгновенный по историческим меркам пе - реход общества в новый режим функционирования сопровождается разрушением ранее действовавших ценностных ориентиров . Обра - зуется ценностный вакуум , что тяжело переживается людьми : рас - пространяется чувство фрустрации . Речь идет об особом экзистен - циальном состоянии человека, испытывающим тревогу за свою судьбу и судьбу своих близких , неуверенного в положительном решении назревших проблем и реализации жизненных планов . Существен - ные изменения происходят в аксиосфере . В первую очередь разру - шается ценностная вертикаль . Принижаются или даже утрачива - ются высшие ценности : долг , достоинство , справедливость , мило - сердие , знание , ответственность , профессионализм , материнство и др . Но еще Вл . Соловьев утверждал , что человека от животного от - личает прежде всего чувство стыда . А оно настраивает на следова - ние высшим ценностям . Такая ориентация примечательна в двух отношениях . Во - первых , она возвышает человека , обогащая его ду - ховно и увеличивая индивидуальный потенциал действия . Во - вто - рых, она побуждает к творческому преобразованию среды в соответ- ствии с гуманистически выверенными идеями , что особенно важно для жителей Беларуси , больше всех потерпевших от Чернобыльс - кой катастрофы .
В ситуации аномии акцент переносится на ценностную гори -
зонталь . Имеется ввиду совокупность рядоположенных ценностей



нижнего уровня , связанных с физическим существованием челове - ка . Это различные материальные блага : пища , одежда , жилье , до - машняя утварь , транспортные средства , здоровье , поддержание оп - тимальных кондиций тела и т . д . Но витальная сторона нашего су - ществования , хотя и важна сама по себе , служит лишь естественной предпосылкой подлинно человеческого бытия в мире . Давно извес - тно , что « не хлебом единым жив человек ». Замыкаясь на нижнем горизонтальном уровне ценностной ориентации , мы пассивно при - спосабливаемся к данным условиям и консервируем сложившееся положение . А ведь человек – это микрокосмос . Он – отдельная все - ленная , вбирающая в себя все , что выработано эволюцией мирозда - ния . Еще живший в эпоху Возрождения Пико делла Мирандола называл человека существом вертикальным и самостоятельным . Вер- тикальным потому , что он пронизывает все слои бытия – косную природу , растительный и животный миры , наконец , – царство духа . Самостоятельным потому , что он выбирает жизненные приоритеты , принимает решения и совершает действия , а значит , сам определяет кем и каким ему быть в данных условиях . Высшие ценности позво - ляют освободиться от давления наличных обстоятельств , рассмот - реть их с более широкой жизненной позиции . Ценностная верти - каль дает возможность так регулировать наши действия , когда мы подчиняем нижние слои бытия духовным структурам деятельности , превращая вещество и энергию природы , рукотворные вещи и сим - волы в средства целеполагающей активности и программируемого решения актуальных проблем .
Преобладание в системе ценностных ориентиров витальных уста- новок ограничивает возможности гибкого реагирования на изменение экологических условий , экономической конъюнктуры , политических процессов, демографических явлений и т. д. Между тем именно выс- шие ценности нацеливают на конструктивное решение актуальных про- блем взаимоотношения человека с миром, программируя более гуман- ные и эффективные способы природопользования и более совершен- ные формы организации внутрисоциальных отношений . Отнюдь не случайно разрушение ценностной вертикали сопровождается учащени- ем рецидивов асоциального поведения, преувеличенным интересом к человеческому телу ( бодибилдинг , культ фотомоделей и звезд шоу - бизнеса , гендерные проблемы ). Укрепление ценностной вертикали , напротив, работает на социальную перспективу, соединяет сущее с дол- жным, способствует консолидации общества и нацеливает на творчес- кое отношение к решению экологических, экономических, социальных и политических проблем.
Не трудно понять, насколько важно соблюдать в дальнейшей раз- работке и практической реализации идеологии белорусского государ- ства принцип оптимального сочетания ценностной горизонтали и цен- ностной вертикали . Свою роль здесь должны сыграть философская рефлексия над проблемой трансформации жизненных ценностей в ус-



ловиях социального транзита и юридическая кодификация норм, пре- одолевающих эгоистическо-потребительский характер природопользо- вания , поощряющих защиту прав и свобод человека общественными организациями и учреждениями , способствующих проявлению инди- видуальной инициативы и укреплению личной ответственности за со- циальные действия .
Развитие белорусского общества в условиях становления нацио- нальной государственности, перехода мировой цивилизации в постин- дустриальную форму и развертывания глобализационных процессов предполагает сохранение исторически оправдавших себя традиций в межличностных отношениях, семейной жизни, трудовой этике, взаи- мосвязи гражданина и государства, личности и общества. В традициях закреплены многие базисные ценности , сформированные в специфи - ческих условиях развития народа . Однако ряд исторических обстоя - тельств привел к их ослаблению.
Пребывание в пространстве определенной культуры, в коммуни- кационных сетях которой функционируют различные символы, обес- печивает непосредственное восприятие традиционных ценностей. В ходе общения ребенок осознает, например, социальные роли членов семьи и такие ценности, как альтруизм, правдивость, обязательность, трудо- любие и др. Но в современных условиях огромную роль в сохранении и трансляции традиций отыгрывают система образования и воспита- ния, СМИ, государственные организации и учреждения. Они распола- гают необходимыми для этого специалистами, техническими средства- ми и административным ресурсом.
Состояние аномии означает потерю ценностной доминанты. В сред- невековой Европе такой доминантой была идея Бога – носителя и га- ранта высших ценностей, в новоевропейской культуре – экономичес- кий успех и материальное благополучие, для адептов буддизма – это нирвана (безмятежное состояние духа, освободившегося от давления внешних обстоятельств ). Наличие ценностей , разделяемых большин- ством населения , формирует срединную культуру , обеспечивающую целостность общества и стабильную динамику его развития.
Выработка ценностной доминанты имеет особое значение для мо- лодых государств , каковым является Беларусь . Равно необходимы как сохранение исторически апробированных ценностей , так и фор - мирование новых ценностей, адекватных эпохе. Аксиологическая му- тация на данном этапе истории не является сугубо спонтанным про- цессом . Школа , СМИ и органы власти располагают большими воз - можностями для формирования базисных ценностей на всех уровнях аксиологической иерархии , адекватных реалиям постиндустриально - го общества . Уже просматриваются некоторые ценностные ориенти - ры обозримого будущего. Технократический подход к решению соци- альных вопросов с преобладанием инструментальных ценностей сме- няется гуманистическим подходом, отдающим приоритет высшим ду- ховным ценностям , направленным прежде всего на упрочение поло -



жения человека в мире и развитие личности . Достижение баланса между финальными (идеалы , цели ) и инструментальными (средства ) ценностями является одним из важнейших условий устойчивого раз- вития общества . В грядущей цивилизации существенно возрастает ценность знаний . Э . Тоффлер обосновал мысль , что важнейшим ре - сурсом постиндустриального общества будет информация. Это поло- жение сейчас разделяется практически всеми исследователями . Но сама по себе информация аксиологически нейтральна. Ее надо напол- нить гуманистическим содержанием . Не всякое знание , а лишь то , которое морально оправданно , возвышает личность и служит высо - кой цели облагораживания жизненной среды .
В базисную ценность превращается поддержание мира между стра- нами и народами. Огромные арсеналы оружия массового поражения, способные многократно уничтожить не только цивилизацию, ни и жизнь на планете, делают бессмысленным решение международных вопросов военным путем. Важнейшей ценностью становится также принцип онтологического равенства человека и природы. Со второй половины прошлого века в результате массированного воздействия антропоген- ного фактора на биосферу началась разбалансировка экосистемы и бы- стро достигла глобального масштаба. Но мы, люди, – часть экосисте- мы. Ее ослабление подтачивает природные предпосылки нашего суще- ствования. Практическим выражением данного принципа является эко- логический императив сохранения естественной среды жизни.
Все инновационные ценности, связанные между собой, образуют единую систему. Ее скрепляющим остовом выступает духовная ценно- стная доминанта. Она идет на смену материальной доминанте, свой- ственной техногенному индустриальному обществу. Материальная до- минанта к нашему времени вошла в противоречие с ориентацией на безудержный рост потребления вещественных благ при ограниченнос- ти природных ресурсов. Между тем духовная доминанта отдает при- оритет нематериальным ценностям – информации, знаниям, умениям, навыкам, трудовой этике, нравственному опыту межличностных отно- шений и кросскультурного диалога. Если вещественные блага изнаши- ваются и разрушаются, то духовные ценности накапливаются и умно- жаются. Принципиальное значение имеет то, что духовные ценности содержат возможность потенциально бесконечного развития субъек - тивного мира личности, что важно уже само по себе. Но дело не толь- ко в этом . Духовно развитая личность , владеющая необходимой ин - формацией и профессиональными навыками , способна осваивать все новые слои бытия при минимальном вмешательстве в естественные процессы .
Системная детерминация социокультурными ценностями соци - альных действий служит аксиологическим базисом самоопределения человека и общества. Раскрывая смысл явлений и устанавливая долж- ный характер поступков, ценности определяют отношение людей к миру, направляют выбор способов деятельности, обеспечивают контроль со-



вершаемых акций. Благодаря ценностям социальные действия облада- ют высокой динамикой: они способны к постоянному обновлению форм и способов освоения мира.
Несмотря на то, что в настоящее время глобализация западно- и прежде всего американоцентрична, ученые высказывают мнение, что в перспективе, глобализация станет развиваться в единстве с процесса- ми локальных суверенизаций [33, c. 160]. Для ценностного самоопре- деления современного белорусского общества принципиально важно учитывать это обстоятельство.
Выбор ценностных приоритетов в контексте цивилизационной перспективы предполагает переоценку сущности и роли рынка. Исто- рический опыт убеждает, что рынок представляет экономоцентричес- кую форму развития, которая ориентирует лишь на ближайшую перс- пективу и пренебрегает культурогенными факторами, но именно они определяют развитие личности и обусловливают ее положение в об- ществе . В современных условиях глобальной трансформации социу - ма целесообразно отдавать приоритет нематериальным ценностям – морали , образованию , науке , воспитанию , эстетическому оформле - нию жизненной среды . Не отказываясь от достижений техногенной цивилизации – автономии личности , научно обоснованных знаний , высокоразвитой инструментальной деятельности и т.д. – необходимо пересмотреть те ее базисные ценности, которые подвели к кризису.
Структурообразующие положения белорусской модели социально- экономического развития страны призваны устранить негативные по- следствия сугубо рыночного варианта эволюции общества. Модель вклю- чает следующие положения:
– социально ориентированная рыночная экономика;
– активная регулирующая роль государства;
– действенная структура органов власти;
– правовое и фактическое обеспечение форм собственности;
– сильная социальная политика, обеспечивающая социальные га-
рантии гражданам;
– тесное сотрудничество и интеграция с Россией [37, c. 4–5].
При безусловно высокой значимости социально-экономической со- ставляющей в развитии белорусского общества немаловажную роль отыг- рывает также культура и прежде всего ее ценностно-мировоззренчес- кое ядро. Обобщение опыта социальной практики, историко-философ- ские данные и результаты новейших исследований по общей теории систем, социальной синергетике и теории управления, позволяют сде- лать вывод, что социальные действия только тогда обеспечивают дина- мическое равновесие общества, когда являются результатом оптималь- ного сочетания актуальных, и потенциальных ценностей. В таких ус- ловиях достигается стабильное функционирование общества на основе существующих благ, а вместе с тем и его обновление благодаря реали- зации потенциальных ценностей . Происходит сложный процесс вза - имного перехода актуальных и потенциальных ценностей. Но развер-



тывается он не автоматически. Его двигателем является активное отно-
шение субъектов к действительности.
В реальной жизни соотношение между актуальными и потенци - альными ценностями варьируется в очень широких пределах . Край - ними его точками являются традиционное общество и общество, пре- терпевающее радикально-революционные перемены. В первом безраз- дельно господствуют актуальные ценности. Здесь хорошо заметна при- верженность к знакомому и привычному , и , напротив , наблюдается весьма осторожное отношение к необычному и новому . Именно в традиционном обществе возникла легенда , будто некогда был золо - той век, где всего было вдоволь, а между людьми царили мир и со- гласие. Традиционное общество концентрирует усилия на приспособ- лении к окружающей природной и социальной среде . Развитие при - обретает в нем экстенсивный характер. Человек при этом полностью подчиняется социальному целому, а его индивидуальные качества не получают достаточного развития . Богатый этнографический и куль - турологический материал показывает, что строгое следование тради- циям существенно ограничивает диапазон социальных действий , пе - рекрывает пути обновления общества . Сталкиваясь с непривычными жизненными ситуациями , традиционное общество испытывает боль - шие трудности. Случалось, когда оно оказывалось неспособным орга- низовать массовые действия с учетом изменившихся условий, и тогда начиналось его саморазрушение. Показательна трагическая судьба се- вероамериканских индейцев , жизненный ритм которых был неожи - данно нарушен вторжением на континент европейцев с чуждой духу местного населения , культурой.
Потенциальные ценности содержат в себе творчески-конструктив- ное начало. Они тесно связаны с инновационной деятельностью. Та- кие ценности возникают на основе расширения потребностей. Разви- тие экономики, социальной сферы и культуры под воздействием по- тенциальных ценностей принимает интенсивный характер.
Как необходимый элемент конструктивных действий потенциаль- ные ценности придают человеческой активности антиэнтропийную направленность . Важнейшей их формой выступают идеалы . Ориен - тация на идеал побуждает к преодолению накопившихся противоре - чий и формированию новых более совершенных общественных отно- шений . Нынешняя глобальная трансформация общества нуждается прежде всего в гуманистических идеалах , нацеленных на снятие от- чуждения человека от природы и общества , сохранение биосферы , демилитаризацию , создание социальных гарантий для реализации человеком , своего творческого потенциала и достойного вознаграж - дения за труд. «Надо поставить людей в более сообразные с челове- ческим достоинством условия . Только в таком случае изменится в лучшую сторону характер человека, его духовность и нравственность» [11, c. 50]. Не менее важны идеалы, консолидирующие действия раз- личных социальных общностей .



Идеал формируется на основе критического отношения к суще - ствующей действительности и связан с представлением о должном. Вот почему он представляет потенциальную ценность. Ориентируя на движение к мысленно сконструированному совершенному будущему, он выполняет побудительно-мотивационную функцию.
Важно помнить, что как высший абсолютный образец некоторой реальности идеал полностью никогда не достижим. Соответственно к нему надо относиться как к рабочей регулятивной модели, а не как к конкретному проекту.
При этом должна сохраняться связь идеала с настоящей действи- тельностью и реальными тенденциями развития существующих сис - тем. В ином случае происходит отрыв идеала от действительности, и тогда он превращается в утопию, а мертвая идея начинает господство- вать над живыми людьми.
Не просто определить в условиях разорванности массового созна- ния те ценностные ориентиры, которые не только могут быть реализо- ваны, но и окажутся перспективными. Какие из них являются мнимы- ми, иллюзорными, а какие соответствуют реальному бытию? Разумеет- ся , признать нормальной ситуацию мозаичности мировоззренческих установок в обществе никак нельзя . Не помогут здесь и ссылки на плюрализм мнений , якобы характерный всякому цивилизованному обществу , поскольку подлинный плюрализм предполагает не просто разнообразие ценностных ориентаций, но разнообразие, организован- ное в целостную систему. Реально такая система в нашем обществе еще не сложилась . В дифференциации ценностных установок и мировоз- зренческих оценок сейчас скорее сказывается разочарованность в от- вергнутом идеале нежели творческая духовная деятельность, направ- ленная на достижение истины . Можно даже сказать больше : отсут - ствие научно выверенных теоретических оснований трансформации общества привело в конечном итоге к тому, что на смену отвергнутым иллюзиям пришли новые мифы и утопии . Но следующий этап , надо полагать, будет связан с продуктивной духовной работой по формиро- ванию новой системы объединяющих ценностей. В противном случае нормальное развитие общества как целостного организма будет крайне затруднено .
Можно сделать вывод, что успех социально-инновационных дей- ствий в современном белорусском обществе предполагает органичес- кое сочетание актуальных и потенциальных ценностей, подготавлива- ющих переход общества на более высокий уровень социальной органи- зации. В качестве социальных приоритетов представляется целесооб- разным включить в программу обновления общества следующие аксио- логические требования:
привести социокультурные ценности в соответствие с технико-
технологическим уровнем развития общества;
обеспечить баланс важнейших элементов социума – экологии,
экономики, производственных технологий, энергетики, образования;



признать в качестве основного показателя развития материаль-
ного производства его социальную эффективность;
осуществлять управление людьми как автономными субъектами;
создавать новые социальные структуры и новые способы при- родопользования с учетом механизма самоорганизации общества и природы ;
перейти от технократической ориентации общества к гуманисти- ческой, где первостепенное внимание уделяется образованию, медици- не, научно-изобретательской деятельности и художественному творче- ству, а в конечном итоге развитию индивидуально-личностных качеств человека ;
добиться консолидации различных социальных групп общества, направляя их творческую энергию на решение актуальных проблем со- временности ;
принять за важнейший социальный ориентир многолинейное системное развитие общества , непременным условием которого рас - сматривать сохранение естественной среды обитания, культурное раз- нообразие общества и поддержание высокого качества жизни.
Оглядываясь на события последних десятилетий, приходишь к вы- воду, что поспешный демонтаж всех социальных структур советского общества отнюдь не стал дорогой в светлое будущее. Но не менее па- губна и консервация изживших себя экономических моделей , форм социального управления и культурно-мотивационных механизмов дея- тельности. Именно тогда оправдывается пророчество К.Маркса о том, что традиции мертвых поколений начинают, как кошмар, витать над делами живых. Ориентация социальных действий на гуманистические ценности , признающие многомерность человека , его тесную связь с различными пластами природного и социального бытия, позволяет бе- лорусскому обществу идти самобытным путем, достойно представляя себя в мире. Этот путь открывает реальную возможность для синтеза национальных традиций с практикой посттехногенной цивилизации.





Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт Neznaniya.Net
Другие новости по теме:
Автор: Admin | Добавлено: 24-03-2013, 17:21 | Комментариев (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.