RSS подписка
Реклама

 
НАУКА » ЭТИКЕТ » Конкретные нормы этикета в бытовом и деловом общении.
Когда бы ни начинался рабочий день, исходным началом его всегда ос- тается домашняя обстановка: ваше настроение, самочувствие во многом оп- ределяются тем, как вы отдохнули, каковы отношения в семье и т.д.
Улыбка и утреннее приветствие оказываются сильным стимулятором хорошего настроения для обоих супругов. Но настроение может испортиться
позже – в дороге, в городском транспорте. Теснота в автобусах, трамваях и троллейбусах, особенно в часы пик, – повод для раздражения, а значит, и па- дения настроения. Можно ли сохранить хорошее настроение и в таких усло- виях? Можно. Вспомните, чему вас учили еще ребенком: толкнул кого-то –
извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена шут- кой, улыбкой. Последуйте совету: научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми, вежливыми. Улыбайтесь людям.
Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.
Женщина на работе не перестает быть женщиной. Воспитанный муж- чина и на службе пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь, исключит в ее присутствии употребление острых выражений и грубых слов, встанет, если женщина стоит, для того, чтобы подать ей прикурить. Но про- явления вежливости не должны мешать основному ходу работы. Мужчине можно не отрываться от дела для того, чтобы подать женщине пальто, когда она уходит. Но нельзя не помочь ей одеться, если вы вместе оказались в гар- деробе.
В то же время женщина не должна обижаться, если вежливость мужчи-
ны – товарища по работе, будет носить несколько «сокращенный» характер. Если обычно мужчина встает, когда к нему обращается стоящая рядом жен- щина, то в рабочих условиях он может этого не делать.
Мужчинам не следует забывать, что женщина и на работе заслуживает такого же внимания, как и в другой обстановке. Женщинам – не злоупотреб- лять преимуществом прекрасного пола в условиях работы. Особенно хочется
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 21:00 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Проблема эвтаназии и суицида.
Эвтаназией – от греческих слов «eu» (хорошо) и «tha'natos» (смерть) принято называть приближение смерти больного по его просьбе какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Сам термин «эвтаназия» ввел английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой безболезненной смерти. В современных публикациях на русском языке используются два варианта передачи этого греческого слова: «эвтаназия» и «эйтаназия». Другое толкование этого термина относится к ХХ веку, к практике нацистской Германии. При проведении в жизнь расовой теории часть населения (психически боль- ные, «расово неполноценные», десоциализированные и т.д.) уничтожались для сохранения чистоты крови» «гуманными» способами.
В 60-е годы ХХ столетия проблема эвтаназии вновь была поднята пе-ред обществом уже в совершенно ином аспекте. Заметим, что сам термин «эвтаназия» отличается крайней противоречивостью, что затрудняет одно- значное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме.
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (наме- ренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и актив- ная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление боль- ному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).
Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естест-венной смерти – что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране.
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:59 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Проблема смертной казни.
На протяжении истории многие люди, известные, и не очень, высказы- вали свои мысли относительно смертной казни. В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения, ни возмущения.
Религия всегда одобряла применение смертной казни: «мне отмщение,и аз воздам» (Ветхий Завет), подкрепляя это принципом талиона: «око за око, зуб за зуб», хотя главная заповедь Христа: «Не убий». В России теоретиче- ские исследования юристов и политиков, в которых высказывались взгляды об ограничении и полной отмене смертной казни, появились уже в XVIII ве- ке. За это выступали С. Десницкий, А.Н. Радищев, Ф.В. Ушаков, А.П. Куни- цин, О. Горегляд, Г. Солнцев, И.В. Лопухин, П.И. Пестель, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. В то же время многие одобряли смертную казнь, в том числе М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, В.А. Жуков- ский, П. Лодий, Л. Цветаев, С. Барышев, И. Фойницкий, Н. Сергеевский и др.
Первым государством в мире, отменившим смертную казнь за любые преступления стала в 1846 г. Венесуэла.
Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад.
Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, то та-кое наказание служит защитой для общества, которое имеет право на само-оборону.
Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, ина-че может вступить в действие суд Линча. Аргументы в защиту смертной каз-ни:
– соответствие наказания преступлению, принцип талиона;
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:56 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Профессиональная этика: специфика и разновидности.
Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, кото- рые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессио- нальная этика. Каждому роду трудовой деятельности (научной, педагогиче- ской, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессио- нальной этики.
Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на
человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разно- сторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особоезначение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внут- ренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимате- ля, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется свое- образием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требо- вания в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и, конечно же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его ви-новности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисцип- линированности, преданности Родине.
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:55 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Понятие этикета. История развития этикетной культуры.
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Сам термин «этикет», как известно, происходит от французского – еtiquеttе – ярлык, этикетка, которые прилагались к тому или иному товару и нередко давали некоторые рекомендации пользования им. По своей сути эти- кет представляет собой набор определенных правил, регулирующих поведе- ние человека в стандартных ситуациях. Эти правила упрощают, организуют поведение людей, уменьшают количество различных недоразумений, кон- фликтных ситуаций, делают человеческое общение более приятным.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения яв-
ляются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных соци-
ально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, на-циональными традициями и обычаями.Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
– придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
– дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и дру- гих официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломати- ческих приемах, визитах, переговорах;
– воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и ма-нер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
– общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и ус-ловностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:54 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Этика делового общения.
Деловое общение – это прежде всего коммуникация, т.е. обмен инфор- мацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эф- фективной, способствовать достижени целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуника-
ции и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успеш- ной?
В управленческом общении анализ взаимного понимания как процесса,требует рассмотрения явлений, благодаря которым он осуществляется. В ос-нове понимания человека человеком лежит целый ряд механизмов, совокуп- ным результатом действия которых и является определенная степень пони- мания партнера. В случае нарушений (сбоев) в работе отдельных механизмов страдают полнота и адекватность понимания. Поэтому для руководителей очень важно знать работу каждого конкретного механизма и систему меха- низмов понимания в целом. На достоверность передаваемой информации оказывают влияние качество ее источника, психологические черты и специ- альные навыки личности, обстоятельства получения информации, наличие различных помех на пути прохождения информации. Можно также выделить комплекс психологических факторов, влияющих на объективность и досто- верность информации: механизмы психологической защиты личности, ком- муникативные барьеры, стереотипы и т.п.
В постоянном общении становится важным более глубокое и объек-тивное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Деловое общение – это сложный многоплановый процесс раз- вития контактов между людьми в служебной сфере.
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:53 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Общение как форма социальной активности личности.
Общение – одна из форм взаимодействия между людьми, в процессе реализации которой происходит, с одной стороны, обмен и переработка не- обходимой информации, обмен деятельностью и т.д., с другой – выработка и проверка необходимых для жизнедеятельности качеств личности. Общение – это одно из необходимых условий для формирования личности и общества. Большое значение в процессе общения играют те средства, с помощью кото- рых организуется сам процесс – посредники общения. Такими посредниками могут выступать не только духовные (идеи, ценности, идеалы, настроения и т.д.), но и материальные объекты – орудия и средства труда, вещи, здания и многое другое. В теории коммуникации все объекты, способные выступать в роли посредников общения, принято называть носителями информации. В принципе любой объект может выступать как носитель информации и слу- жить средством общения. Зачастую время существования такого объекта на- много превышает сроки жизни его создателей. Так люди могут получать зна-ния о событиях, которые произошли много лет назад, использовать опыт предыдущих поколений.
В процессе общения можно выделять объект, субъект и процесс. В отечественной социальной психологии, отмечает Г.М. Андреева, преимуще- ственное распространение получили работы, рассматривающие объект и субъект межличностного восприятия, в отличие от общей психологии, где в значительной степени раскрываются процессуальные характеристики пер- цепции, т. е. восприятия и понимания.
Межличностная перцепция – процесс взаимопознания субъектами об-щения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона общения включает в себя определенные механизмы взаимопонимания и прогнозиро- вания поведения партнера. В процессе общения субъект и объект обменива- ются информацией, которая передается в форме управленческих решений, замыслов, идей, отчетов, докладов, сообщений и т.д. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен интересами, настроениями, чувства- ми.
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:51 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Социально-нравственные характеристики товарищества и дружбы.
Дружба – межличностные отношения, основанные на общности инте- ресов и взаимной привязанности. Эти отношения близки по своей сути к по- нятиям родства, товарищества и любви.
В основе дружеских отношений лежат как практическая помощь и взаимовыручка, так и взаимопонимание и сочувствие. Дружба требует высо-
чайшего уровня доверия между людьми. Психологическая близость склады- вается на основе более простых форм товарищеской близости, обусловлен- ной личными контактами и совместной деятельностью. Однако дружба на- много более индивидуальна и избирательна. Она предполагает не только
общность интересов, но взаимную симпатию, эмоциональную привязан-ность.
На ранних этапах развития общества дружба обычно связывалась с символическим породнением (побратимство, братство по оружию и т.д.).
Кровнородственные отношения выступают как образец для подражания.
Права и обязанности друзей жестко регламентировались традициями. О глу-бине и значении установившихся дружеских отношений говорит широко из-вестный обычай обмена именами побратимов. Он означал полное преобра-жение человека, полное тождество двух личностей – «мое второе «Я».
Распад родового строя потребовал поиска новых оснований для уста- новления дружеских отношений. Как образец выступили отношения, возни- кающие в практической деятельности, связанные с получением благ. Общ- ность интересов стала главным условием для дружбы. Практическая полез- ность дружеских отношений рассматривалось как необходимое следствие дружеских отношений, например, в учении софистов. От друзей требовали в первую очередь практической помощи и экономической поддержки. На этом этапе дружба входит в комплекс коллективизма. Она регламентируется и поддерживается не только на личном, но и на общественном уровне.
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:48 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Долг и совесть; честь и достоинство как категории оценки нрав- ственного статуса личности.
Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принужде- ние поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Со- гласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения дол- га», есть только одна конечная цель – долг. Единственно возможное верова- ние: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.
Совесть – способность человеческого духа познавать этические ценно- сти в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, ка- ким чувство ценности становится значимым для человека; в более узкомсмысле - нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Со-весть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христиан- ская. Этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает боже-ственная воля. Для Канта авторитарный судья совести – это идеальная лич-ность, которая сама себе создает разум. В фундаментальной онтологии Хай- деггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в Man к свободе «на основе ничто». Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (Брехт). Для зрелого культурного человека существует не только нравствен- ная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же вре- мя знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (Виндельбанд).
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:47 | Комментариев (0)
НАУКА » ЭТИКЕТ » Любовь и ее нравственное содержание.
Любовь – в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеиндийские веды и древнегреческий философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода, с др. сторо- ны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от вся- кого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христианской любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов). Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. В эти- ке любовь – это "добродетель, личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то»... Любящий дает любимому... новое измерение своей сущности – быть «для него» (в то время как обычно он – только бытие «в себе»). Личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (Н. Гартман); см. Любовь к дальнему. В теории познания любовь – предпосылка и начало процесса познания (см. Повиновение, Отда- вание себя, Объективность). Августин говорит: «Tantum cognoscitur, quantum diligitur» (лат. – «Мы познаем в той мере, в какой любим»); аналогичное ут- верждают Гете, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно.
Автор: Admin | Добавлено: 11-02-2012, 20:44 | Комментариев (0)