RSS подписка
Реклама

 
НАУКА » ЭТИКЕТ » Свобода как основная нравственная ценность личности.


В системе любого научного исследования есть так называемые «вечные вопросы» – вопросы, ответ на которые, скорее всего, никогда не будет полу- чен. В естественных науках это вопрос о пределах вселенной, в философии – о соотношении бытия и сознания и т.д. Вопрос о высших нравственных цен- ностях относится как раз к таким вопросам. Это означает, что ответы на та- кие вопросы могут быть даны только в виде постулатов – утверждений, до- казательство которых невозможно, которые выступают как очевидные и са- модостаточные истины. Такие истины проверяются на практике, они же со- ставляют базу всей системы знаний. Но их нельзя вывести из других истин,их невозможно доказать и потому определение высших нравственных ценно- стей может быть только описательным, передающим внешние их признаки. Сутью же таких ценностей является сам человек, все разнообразие его бытия, его специфическое отношение к миру и к самому себе. Высшие моральные ценности отражают всю полноту бытия человека, ее действительность, ре- альность и целостность в неразрывной связи. Именно поэтому они и называ- ются высшими: ничто другое так полно не характеризует человека, ничто не требует таких усилий, как достижение этих ценностей.
Любое определение высших нравственных ценностей таит в себе ис-
ходное и непреодолимое противоречие. С одной стороны, оно должно быть едино для всех людей. Высшие нравственные ценности обращаются к приро- де человека, и, поскольку люди относятся к одному биологическому виду, обладают практически одинаковыми потребностями, то и наиболее полный уровень их удовлетворения должен быть приблизительно одинаков. Но, с другой стороны, «ничто в этом мире не вызывало столь много противоречи- вых ответов, как вопрос о счастье или смысле жизни» (Б. Шоу). Свободу можно смело добавлять в этот список, ибо мнений о критериях свободы столько, сколько и людей. Нельзя составить формулу свободы, счастья или смысла жизни. Их невозможно понять только на рациональном уровне – тре- буется единство эмоционального переживания, волевого импульса и разум- ного осмысления. Эмоции и воля определяются на индивидуальном уровне, рациональная составляющая может и должна быть определена на уровне на- учного знания. Эту составляющую следует рассматривать не как источник, а как признак выхода на уровень высших ценностей, чтобы человек не оказал- ся в состоянии «вечно теряющего»: о том, что счастье, свобода или смысл жизни у него были, такой человек узнает после того, как их лишиться.
Для решения поставленной задачи следует установить источник проти-
воречивости высших нравственных ценностей. Он заключается в биосоци-
альной природе человека. Исходная двойственность человеческого бытия и вызывает проблему с определением свободы, счастья и смысла жизни. Еди- ное биологическое основание человеческого бытия может быть реализовано только в общественной жизни, в создаваемой второй природе. Как и все созданное, вторая природа обладает индивидуальной неповторимостью бы- тия, и такой же неповторимостью обладают и высшие нравственные ценно- сти.
Свобода как нравственная категория – возможность и способность че- ловека быть самостоятельной, самодеятельной, творческой личностью, вы- ражать в своих действиях свою собственную, подлинно человеческую сущ-
ность. Она основана на неотъемлемом атрибуте человеческого бытия – сво- боде воли, способности человека самостоятельно, в соответствии с принятым решением определять свои поступки, ставить и добиваться цели, осуществ-
лять свой выбор.
О свободе писали многие философы и писатели, общественные деятели и политики. Выделяется несколько концепций свободы. Первая может быть
названа концепцией индетерминизма (беспричинности). Ее сторонники рас-

сматривают свободу независимо от внешних причин. Воля человека проти- востоит всякой необходимости. Осуществление такой свободы в реальной действительности невозможно, она принадлежит исключительно духовному миру – так же, как и моральные категории добра и зла, между которыми и происходит выбор. Еще в древности греческий философ Эпиктет говорил, что добро и зло находятся лишь в разуме человека, а потому «нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора». И. Кант считал свободу не- отъемлемым атрибутом человеческого бытия, но в то же время свободной признавал только «добрую волю». Эта воля способна проявить себя лишь в мире, подчиненном разумным принципам. Природное же бытие подчинено естественной необходимости и лишено свободы. Именно поэтому идеалом свободного государства для Канта стала прусская монархия.
Часто свободу путают с произволом – ничем не ограниченной воле че- ловека, подчиненной только себе самой. Таких взглядов придерживались Штирнер, Шопенгауэр, Ницше. Безосновательность воли неизбежно приво- дит к отрицанию морали, которая в этом случае выступает как установленное обществом препятствие на пути реализации индивидуальных устремлений человека. Недаром Ницше, призывавший к отказу от морали, одну из своих работ назвал «По ту сторону добра и зла». Признание произвола как единст- венно возможной свободы называется волюнтаризмом.
Вторая концепция основана на полной зависимости выбора человека от внешних условий. Каждое действие человека заранее предопределено. Сто-
ронниками этой концепции сверхдетерминизма в античную эпоху были стоики – Сенека, Марк Аврелий и др. Они говорили о невозможности бо- роться с судьбой (fatum), которая управляет человеческим существованием.
Такая концепция получила название фатализма. В Новое время господство- вала механистическая традиция. Ее сторонник, известный астроном и физик Лаплас говорил: «Если мы узнаем момент движения всех частиц Вселенной,
то сможем легко предсказывать будущее и все духовные смятения человека». В вульгарном материализме деятельность человека сводилась к чисто «жи- вотным» импульсам, его свобода понималась только как форма проявления
биологических свойств организма.
Наиболее приемлемой выглядит диалектическая концепция свободы.
Согласно ее положениям, существует некоторая социально-историческая не-
обходимость, игнорировать которую человек не может. Человек должен об- рабатывать землю, исполнять законы, трудиться и т.д. Но формы реализации этой необходимости человек волен выбирать самостоятельно: как и что се- ять, какую профессию выбрать и т.д.
Свобода человека может быть реализована в следующих вариантах.
1. «Естественная» свобода. Человек не видит проблему выбора. Не-
обходимость воспринимается как данность. Проблему составляет выбор пути действия по необходимости.
2. Свобода адаптивная. Человек стремиться приспособиться к внеш-
ним условиям, чтобы обрести возможность выбирать в установленных гра-
ницах.

3. Свобода борьбы. Человек борется с внешними условиями, пытается расширить границы возможного выбора.
4. Свобода бегства. Человек стремится исключить ситуации выбора,
максимально отдалить принятие решений.
Свобода является необходимым условием для достижения счастья и смысла жизни.





Внимание! Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт Neznaniya.Net
Другие новости по теме:
Автор: Admin | Добавлено: 10-02-2012, 20:32 | Комментариев (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.